Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Прекращение работ в адмиралтействах.

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
"Опыт истории российского флота"
Предыдущая страница

Изготовленные в прошлом, 1710 году, у города Архангельска два фрегата с транспортом и высланные в Балтийское море под командою капитана Рейса, возвратились той же осенью в Архангельск — сперва Рейс, потерпевший с фрегатом большое повреждение, потом за погодами и другие два: капитан-поручик Питер Шоутен и поручик Исаак Брант. По исправлении Рейсова фрегата отправились они нынешнею весною опять и к осени уже были в Копенгагене; на дороге получил Рейс в приз шедший из Архангельска корабль, за 12 пред тем дней взятый шведами, потом отправился 2 октября по просьбе поверенного при датском дворе г. Левендаля для сопровождения с другими датскими военными судами купеческого флота в Голландию. В сем случае поручик Брант, командовавший транспортом «Св. Илии», отказался слушать приказаний Рейсовых и вышел 3 днями после, но вскоре был наказан за свое ослушание потерею бушприта, почему и должен был воротиться.

На дороге конвоя капитан Рейс взял шведского капера с 11 пушками, которого после и привел в Копенгаген. Датский капитан Гоер, бывший вместе с конвоиром, хотел участия в сем призе, но, так как он не показал ни желания, ни пособия при взятии сего капера, потому ему в том отказано. На зиму сии архангельские фрегаты остались в Копенгагене как по позднему времени, так и из опасения крейсировавшего в море шведского флота.

Датский король, всячески уклоняясь от содействия флотом, присоветовал Петру купить в Англии или Голландии военных кораблей, которых в сие время в обоих государствах компании Ост-Индская и Вест-Индская содержали на своем иждивении в большом количестве. Вследствие сего совета писано было к голландскому посланнику князю Куракину, а в Англию послан корабельный мастер Федор Салтыков для покупки удобных и годных на службу кораблей.

Азов должно было сдать; Воронеж со всем адмиралтейством и многочисленным флотом — плодом многолетних трудов и иждивений, оставался ничтожен. Отысканные документы и дела сего времени не показывают количества кораблей, в Таврове, в Воронеже, Азове, Таганроге и Троицком бывших, но по всем соображениям флот сей простирался гораздо более 100 судов разной величины.

Осмидесятипушечные и 70-пушечные корабли носили уже в то время 36,18-и 8-фунтовые пушки, меньшего ранга корабли вооружались 24-и 12-фунтовыми пушками. В одном Азове было до 3000 морских пушек и на 30 линейных кораблей припасов. Итак, решено было все работы в адмиралтействах Воронежском, Тавровском и Павловском прекратить, мастеров, матросов и рабочих людей переслать в Петербург, а запасы из портов Азова и прочих перевести в Черкасск, о флоте же убеждать турок, чтоб пропустили сквозь Дарданеллы в Балтийское море; если же сего невозможно, то сдать все корабли, кроме трех: «Ластки», «Шпаги» и «Предестинацнн», о которых была надежда, что турки пропустят их. Что же касается до укреплений Азова, то положено срыть покуда один только полигон, сняв точные планы и профили всей крепости с означением высоты от воды.

Сдавать же Азов Петр не хотел дотоле, пока Карл XII будет оставаться в Турции, имея надежду оставить оный каким-нибудь образом в своем владении по-прежнему.
Продолжение рукописи на этой странице…

Далее из категории Интересные факты: ""