Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Начало войны со Швецией (3)

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»

Предыдущая страница

Петр, поспешивший на помощь, услышав [про] поражение своей армии, сказал: «Шведы победами своими научат нас побеждать». И опытный Шереметев сделан был главнокомандующим. Русская армия отступила ко Пскову, а Карл XII занял для зимовки Дерпт, как средину путей сообщения между двух неприятелей под Ригою и Нарвою.

Год сей [был] ознаменован быстротою успешных действий Карла и излишнею поспешностью российского государя. Недостатки в припасах под Нарвой показывают несовершенство приготовлений и мер «рано объявленной войны, успехи которой поручены были не Шереметеву, искушенному в боях военачальнику, но иностранцу, коего воинские дарования были еще не изведаны. Впротчем, ошибки свойственны людям великим: в них обретают они силу опытности, гений их пробуждается и стократные успехи вознаграждают маловажные неудачи.

Разбитие под Нарвою поселило уныние в русских войсках, но заставило осторожнее действовать российского монарха, который употреблял все средства собрать новые силы. Надобно было заменить потерю артиллерии, и в ту же зиму 255 орудий, вылитых из колоколов, были отправлены к армии, а военные и съестные запасы отправлялись великими количествами ко Пскову. Шереметеву же было приказано беспокоить неприятеля в Лифляндии и опустошать окрестные страны для затруднения продовольствия шведской армии.

Успех шведов над русскими мог произвести большие перемены в расположении турецкого правительства, и без того склонного к войне. Для сего в Воронеже деятельность в приготовлении флота удвоилась. Состояние кораблей и галер, в скорости строенных из сырого лесу, было очень худо, способов к починке их в новозаведенном адмиралтействе никаких не было, и потому Джон Перри, который работал 3 года около канала, долженствовавшего соединить Дон с Волгой, уже совершивший около половины оного [канала] и утвердивший шлюзы, был отозван в Воронеж для строения там дока, который и начат был работою на устье р. Воронежа.

Мелководие сей реки от наносного песку, заставлявшее с большими затруднениями проводить новопостроенные корабли до устья, принудило государя избрать другое место для верфи, и по его собственному осмотру оное найдено в устье Тавровки, в Воронеж впадающей, где велено заложить верфь и селение. Перри был противного мнения, утверждая, что сие место хуже первого от весенних половодий, понимающих  берега на большое пространство. Однако же в сей раз совет Перри был не уважен, и верфь по приказу государя начали переводить в Тавров. Равным образом строения в Азове и Таганроге продолжались, и в последний в апреле еще месяце выведено было из Дона 13 кораблей; 14-й — бомбардирский погодою бросило на мель в реке, который по осмотру нашелся очень плох.

Неудобство проводить мелководным устьем Дона в море корабли заставило государя по предложению капитана бомбардирского корабля Яна Гумберта запрудить все устья Дона, кроме Куньюрморского; около Таганрога велено сделать промер, равно и по всему Азовскому морю, около Крыма. Но чтобы турки не приняли сего в худую сторону, приказано было снарядить «небольшой купеческий корабль, нагрузить оный пушными и другими товарами и под видом торговли описать море. Для безопасности же купеческих судов и для практики послать двух крейсеров. Для сего самого велено построить, сколько возможно галер и два галиота.

Продолжение рукописи на этой странице…

Далее из категории Интересные факты: ""