Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Разное

Почему в летописи не упоминается дата основания Ярославля (2)

Предыдущая страница

Некоторые исследователи, в частности Д. С. Лихачев, соглашаясь в основном со схемой Шахматова, считают, что свод 1037— 1039 годов был не летописью в собственном смысле этого слова, а первым трудом по русской истории, написанным митрополитом Илларионом. Лихачев условно называет это произведение «Сказанием о распространении христианства на Руси». Оно было включено в первую русскую летопись, которой, по его мнению, был свод Никона 1073 года. Мы считаем точку зрения Д. С. Лихачева более убедительной и будем ее придерживаться в своем дальнейшем изложении.

Исследователями установлено, что среди источников, которыми пользовались составители первых летописей, видное место занимают устные рассказы воевод Вышаты Остромирича и его сына Яна Вышатича, происходивших из знатного рода новгородских посадников. Особенно это относится к семейным преданиям их рода и к новгородским событиям вообще.
(ПВЛ, ч. II, стр. 14—20. Вышата — сын новгородского посадника Остромира, при котором было написано знаменитое «Остромирово евангелие», внук посадника Константина и правнук Добрыни (былинного Добрыни Никитича).)

Д. С. Лихачев утверждает, что «у киевских летописцев никаких письменных новгородских источников не было», а все новгородские известия летописи сообщены им Вышатой и Яном.
(ПВЛ, ч. II, стр. 236.)

Сведения «Повести временных лет» о Ярославле также, по-видимому, исходят из этих источников. Ярославль упоминается в «Повести» только один раз — в рассказе о восстании 1071 года. Восставшие смерды, которыми руководили два волхва из Ярославля, были разбиты под Белоозером Яном Вышатичем, сбиравшим здесь дань для князя Святослава Ярославича. А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев и другие исследователи считают, что рассказ о восстании был записан составителем Начального свода 1093 года со слов Яна Вышатича.

События 1071 и 1024 годов имеют много общего. И там и здесь во главе восставших стоят представители старой языческой религии — волхвы. И там и здесь восстание началось из-за голода (1024: «Бе мятеж велик и голод по всей той стране»; 1071: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области») и направлено против зажиточных людей, прячущих запасы продовольствия. Оба восстания были подавлены княжеской дружиной: в 1024 году— во главе с князем Ярославом, в 1071 году — Яном Вышатичем, княжеским сборщиком дани. И Ярослав и Ян не только расправляются с восставшими, но поучают их, привлекая в качестве авторитета христианского бога. Иными словами, краткий рассказ 1024 года «представляет собой как бы схему пространного повествования Яна Вышатича о восстании волхвов в Белозарье, помещенного под 6579 (1071) г.»
(Д. С. Лихачев. «Устные летописи» в составе «Повести временных лет». Исторические записки Академии наук СССР, № 17, 1945, стр. 205.)

Далее. Связь событий 1024 года с Новгородом очевидна: Ярослав приезжает на подавление восстания из Новгорода (и, по-видимому, с новгородской дружиной); подавив восстание, он снова возвращается в Новгород. Рассказ об этих событиях с полным правом относится многими исследователями к «новгородским известиям» летописи.

Далее...

Источник: "Когда основан Ярославль?" Михаил Германович Мейерович


Категория: Разное | Добавил: ivanov (24 Ноябрь 2014)
Просмотров: 1019 | Теги: добрыня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017