Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Разное

Ярослав князь Ростовский с 988 по 1010 год

Предыдущая страница

Попробуем разобраться в этом весьма запутанном вопросе. О чем здесь идет речь? О возрасте Ярослава в 1016 году или о времени его пребывания в Новгороде?
Ярослав умер в 1054 году в возрасте 76 лет. Следовательно, в 1016 году ему было 38 лет (а не 28 и не 18). Казалось бы, что вопрос ясен и права Лаврентьевская летопись, утверждающая, что Ярослав был 28 лет в Новгороде (то есть с 988 по 1016 год), а Радзиловская и другие летописи ошибаются.


Но вопрос этот сложнее, чем кажется на первый взгляд. Известно, что все даты летописи до середины XI века неточны и условны. С. М. Соловьев, например, утверждает, что неверным является даже сообщение летописи о возрасте Ярослава и что в 1054 году ему было не 76 лет, а больше. Он считает, что это число (28) вообще ошибочно. Оно не может указывать ни возраст Ярослава в 1016 году, ни срока его пребывания в Новгороде, так как это означало бы, что Ярослав «был отправлен в Новгород в 988 году, но мы знаем, что в этом году он был послан в Ростов, а не в Новгород, где княжил старший брат его Вышеслав, умерший, по Татищеву, в 1010 году».
(С. М. Соловьев. Указ, соч., кн. I, стр. 199, прим. 3.)

Добавим к этому, что все издатели Лаврентьевской летописи выпускали в цитированном нами отрывке слово «в Новегороде», исправляя это место по Радзивиловскому и другим спискам.

Переписывая «Повесть временных лет» и найдя в ней указание под 1016 годом — «бы тогда Ярослав лет 28», автор Лаврентьевской летописи обратил внимание на то, что это противоречит указанию о возрасте Ярослава в 1054 году. Далее. Под 988 годом в летописи он находит сообщение не только о посылке Ярослава в Ростов, но и о перемещении его в Новгород (события, как мы уже говорили, разновременные, но записанные под одной датой). Дальнейшие хронологические изыскания Лаврентьевской летописи становятся понятными: под 1016 годом говорится о «28 летах»; с 988 года по 1016 год прошло как раз «28 лет» — следовательно, число «28» означает годы пребывания Ярослава в Новгороде. И слово «Новегороде» было вставлено в текст.

С. М. Соловьев считает, что «28 лет» нужно понимать как время пребывания Ярослава на севере вообще, а не только в Новгороде. Не будем оспаривать этого мнения: оно вполне логично, хотя никак его автором не доказывается.
Но нам кажется, что это место ошибочно не только в Лаврентьевской, но и в Радзивиловской и в других летописях. Если в Ипатьевской и в некоторых других летописях вместо «28 лет» стоит «18 лет», то есть безусловная ошибка, то возможно, что и «28 лет» в Радзивиловской — тоже ошибка. Поскольку «Повесть временных лет» сообщает, что в 1054 году Ярославу было 76 лет, то вполне естественно, что первоначально (в ранних ее редакциях) стояло не «28», а «38». Тогда все становится на свое место, и под 1016 годом читалось так: «Я бы тогда Ярослав лет 38», что вполне соответствует возрасту Ярослава в 1016 году. Позднее, при переписке, «38» по ошибке было заменено на «28» (а в Ипатьевской даже на «18»). Автор Лаврентьевской летописи, заметив это противоречие, сделал свои расчеты и добавил слово «Новегороде».
Так, на наш взгляд, следует объяснить это разночтение Лаврентьевской, Радзивиловской - и Ипатьевской летописей.

Таким образом, наше утверждение, что Ярослав был князем Ростовским с 988 по 1010 год, остается в силе.

Далее...

Источник: "Когда основан Ярославль?" Михаил Германович Мейерович


Категория: Разное | Добавил: ivanov (13 Ноябрь 2014)
Просмотров: 1024 | Теги: Ярослав князь Ростовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017