Избиение христиан на острове Крите.
(Рис. на стр. 820.)
Как уже известно, нашим читателям, беспорядки па острове Крите не прекращаются, несмотря даже на то, что державы взяли управление островом в свои руки. В конце августа т. г. столица Крита, Кандия, опять обагрилась кровью, и часть ее страшно опустошена. Один из наших рисунков изображает улицу христианского квартала, совершенно уничтоженную башибузуками. Другой рисунок изображает тот турецкий квартал города, который подвергся бомбардировке во избежание нападения мусульман на английский лагерь. На рейде стоят суда международного флота, охраняющие порядок на острове и при случае совершающие экзекуции над мусульманами, нарушающими этот порядок.
Внешним поводом к нынешнему кровопролитию послужили меры, принятия английскими властями для сбора десятины с мусульман. Мусульманское население с оружием в руках набросилось на бюро для сбора десятины, затем атаковало английский отряд, направилось в христианский квартал и принялось жечь дома и лавки. Город загорелся в разных местах. Несколько английских солдат и много христиан было убито. Чтобы усмирить бесчинствовавшее мусульманское население, пришлось бомбардировать город. Действительно, христианам угрожала большая опасность. Мусульмане взяли штурмом городские ворота, и борьба на улицах не прекращалась днем и ночью. Соединенным усилиям морских и сухопутных сил держав удалось восстановить порядок, но не без больших жертв. Часть Кандии разрушена, опять пролиты потоки крови, башибузуками умерщвлено до 800 христиан, город разграблен, и невольно спрашиваешь себя, долго ли еще будут продолжаться эти зверства? Очевидно, до тех пор, пока башибузуки и турецкие войска не будут окончательно удалены с острова. К счастью, усилия держав в этом направление, по-видимому, увенчались успехом. Переговоры, которые ведутся по этому поводу между Портою и державами, близятся к концу, а вместе с тем есть и надежда, что злополучные критяне после бесконечной борьбы дождутся, наконец, успокоения и возможности залечить раны, нанесенные им этою борьбою, и обратиться к мирному труду. О ходе переговоров, держав с Портою читатели найдут подробные сведения в Политическом обозрении.
Политическое обозрение.
Новое избиение христиан на о. Крит значительно подвинуло вопрос об окончательном устройстве итого злополучного острова, томящегося в турецкой неволе.
Английский адмирал Ноэль ультиматумом, от 2-го сентября потребовал разоружения мусульман и выдачи коноводов последних беспорядков в Кандии. Через день последовало письменное вторичное требование выдачи мусульманами оружия. Порте некогда было медлить: но повелению султана губернатор, приказал мусульманам сложить розданное им оружие; турецкие войска должны были удалиться из города, и господствующие над городом форты заняты были англичанами; одновременно с разоружением мусульман начались аресты виновников беспорядков. Не найдя в числе выданных лиц коноводов, английский адмирал сообщил турецким Властям список руководителей мусульманского движения, потребовав их немедленного ареста; в то же время, чтобы подкрепить слово делом, адмирал предписал всем парусным судам покинуть порт, так как может начаться новая бомбардировка. К 10-му сентября турецкие власти выдали англичанам 70 участников, бунта.
Порта обратилась к посредничеству держав, чтобы ей переданы были виновные в беспорядках. Для ссылки их в Триполи, но получила ответ, что дело о нападении на англичан будете рассматриваться критским судом. По сведениям от 11-то сентября, адмирал Ноэль предложит совету адмиралов четырех великих держав предать виновников беспорядков английскому полевому суду; предложение это принято и, без сомнения, приведено будет в исполнение. В делах Крита Англия принялась действовать со свойственною ей настойчивостью: бюро по сбору десятины уже функционирует; дома, из которых, стреляли в англичан, разрушены до основания. Все эти меры произвели надлежащее впечатление на мусульман: выдача ружей, которых насчитывает в руках мусульман, около 25 тысяч штук, пошла успешнее, тем более, что английские власти приняли на себя ответственность за безопасность мусульманского населения.
В виду наступивших, осложнений, итальянский министр иностранных дел адмирал Каневаро обратился 1-го сентября к державам с предложением сделать Порте совместные представления, чтобы добиться успокоения Крита.
Тем временем, в Кандию стали прибывать английские подкрепления, туда же направились суда и войска Poccии, Франции и Италии.
По сведениям из Константинополя от 26 сентября, при передаче Порте коллективной ноты держав, представитель Англии устно заявил, что уклончивый ответ Турции на ноту или выражение несогласия на требование об удалении оттоманских войск — признано будет четырьмя державами за отказ, сопряженный c серьезными последствиями.
В то же время на Крите адмиралы официально уведомили президента народного собрания о последовавшем ультиматуме. Президент собрания разослал весть об этом радостном для критян событии во все концы острова, приглашая христианское население соблюдать порядок и спокойствие. Христиане Крита ликуют, мусульмане пали духом. По-видимому, критский вопрос находится на пути окончательного разрешения: 30-го сентября Порта дослала на, о. Крит приказ об очищении острова турецкими войсками.
Предстоящее путешествие германского императора в Палестину вызвало в политических кружках целый ряд предположений о значении итого небывалого паломничества. Французские католики усмотрели в нем намерение Германии ослабить традиционный протекторат Франции над католиками Турции. Кардинал Ланженье высказал главе католической церкви опасения, как бы император Вильгельм II не присвоил себе протектората над всеми христианами Востока. В начале августа папа ответил кардиналу письмом, в котором торжественно подтвердил, что французский протекторат должен оставаться в силе во всех тех местах, где он установлен. Вопрос этот послужил предметом горячей полемики между французскими и германскими органами печати. В начале сентября «Kolnische Zeitung» дала следующий авторитетный отзыв: отпор германской печати французским, притязаниям энергично де поставил на вид, что Германия не признает чужого влияния над германскими подданными и их учреждениями, так как она не отказывалась от своих державных прав: договора между нею и Францией не было, поэтому и постановлена о правах Франции, вытекающая из ее трактата с Турцией, вовсе не обязательны для Германии; в силу берлинского договора все державы пользуются протекторатом над своими поданными в Турции, которая поэтому не в праве распоряжаться германскими подданными и их учреждениями; если же Франция вмешается в дела германцев, — это будет посягательством на державные права Германии, а такое посягательство бесспорно-де отклонено будет самым решительным образом.
В виде предостережения папскому престолу, Германия, по сведениям от 29-го сентября, отозвала, своего посланника при Ватикане. В подтверждение политической важности путешествия германского императора, берлинский официальный орган сообщил, что министре иностранных дел фон-Бюлов получил приказание сопровождать своего государя.
Далее из категории Политика: "Князь Оболенский Н.Н."