Ранее из категории География: ""

Область р. Нила

Альбом картин по географии внеевропейских стран.
Т-во «Просвещение» Фонтанка 52 
С-Петербург 1899г. 
Предыдущая статья здесь

Рядом с мертвою и бесплодною пустыней раскинулся дивный сад, поражающий путешественника своим чисто райским великолепием. Мы говорим о долине р. Нила. У подножия покрытых дюнами известковых и песчаниковых скал в виде высоких стен, окаймляющих долину, пышно разрослись мимозы и сикоморы, пальмовые рощи красуются рядом с благоухающими садами, сотни ручейков орошают черную тучную землю, хлопчатник, сахарный тростник  и индиго покрывают огромные пространства. Среди этой яркой зелени тут и там выглядывают серые глиняные хижины трудолюбивых, но бедных египетских крестьян, известных под именем феллахов. А там, на самом краю обширной дельты священного Нила раскинулось целое море домов, своею формой напоминающих ящики, и белых, как  мрамор, мечетей; точно иглы гигантских кристаллов поднимаются в вышину, залитые ослепительным блеском солнца стройные минареты с полумесяцем на конце. И над всей этой картиной протянулось вечно голубое небо. Это — Каир («победоносный»), главный город Нильской долины. Пышная природа этого оазиса, в котором уже во времена глубочайшей древности утвердилась высокая культура, объясняется особенностями р. Нила.

Нил дал египтянам плодородную землю, заполнив своими наносами первоначальный морской залив. Он создал и всю их историю. Разливы Нила, оставлявшие на полях плодородный слой, способствовали развитию земледелия и положили прочное основание всей дальнейшей культуре. Периодическая правильность этих разливов навела египтян на мысль о календаре, и далее был уже один шаг к  астрономии. Земледельческий характер всей культуры способствовал развитию землемерного искусства и требовал грандиозных сооружений для орошения полей; этим было положено начало строительному искусству. Нил дал египтянам и религию. От солнца и от священной реки зависела вся органическая жизнь. Эти две силы символически воплощались в Осирисе, от которого исходили все изобретения, законы, весь гражданский порядок  и весь религиозный строй. Изида, его супруга, олицетворяла землю. Грозный жгучий ветер пустыни был воплощением злых сил природы и олицетворялся в лице Тифона, врага Озириса. Нил в Египте является единственным источником жизни, без него вся страна превратилась бы в мертвую пустыню. Вполне справедливо египтяне дали ему название «отца Нила» и «Священной реки».

Нил — величайшая из всех рек  Старого Света — берет начало в озере Укереве (Виктория Нианса), которое питается тропическими дождями и бесчисленными реками, изливающимися в него. Недалеко от своих истоков Нил протекает через озеро Альберта. Далее он вступает в чисто тропическую болотистую низину, которая во время разливов покрывается водою на протяжении целых миль. Здесь раскинулись первобытные леса с огромными мимозами, баобабами и разнообразными вьющимися растениями. В их чаще ютятся крокодилы, носороги, обезьяны, морабу и другие представители тропического населения.

У истоков Нила живут племена, близкие к  настоящим неграм (шиллуки, джуры, бари, шули, динки и др). На ряду с скотоводством, охотой и рыболовством среди них распространено земледелие. Они селятся довольно плотно, но не имеют никакой общей политической организации. Хижины их имеют форму полушара. У западного берега Нила деревни чрезвычайно скучены, что объясняется огромным плодородием страны и богатством ее животного мира.

К западу отсюда на водоразделе между Нилом и Конго живут светлокожие и светловолосые племена ниам-ниам и мангбатту, которые представляют смесь хамических и семитических народностей крайнего севера и востока; они также занимаются земледелием. Из домашних животных у них имеются собаки, куры и свиньи. Эти племена довольно искусны в приготовлении домашней утвари, глиняной посуды и оружия, и вообще в духовном, физическом и нравственном отношениях они стоят несравненно выше настоящих негрских племен, на которых смотрят с презрением и совершают на их деревни хищнические набеги. Однако, и среди них распространено людоедство. Падшие враги, военнопленные, лица, неимеющие родства и внезапно умёршие съедаются ими. Основанием этого мрачного обычая, как  и у других племен, служит отчасти желание приобрести силу побежденного врага, отчасти религиозные соображения, а отчасти просто кровожадность. Мангбатту поедают всех своих умерших.

Продолжение статьи.

Далее из категории География: ""