Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Разное

Л. Ф. Магницкий. Первый учитель математики и морских наук в России
Л. Ф. Магницкий
(Первый  учитель   математики и морских наук в России)


Л.Ф.МагницкийВ 1939 г. исполнилось 200 лет со дня смерти первого труженика по насаждению в России математических и морских знаний, первого русского автора оригинального учебника математики Леонтия Филипповича Магницкого, умершего в Москве 31 октября 1739 г. (здесь подборка книг бесплатно
http://lookforabook.ru/)

Написанный Магницким учебник является энциклопедией математики и ее приложений и носит по обычаю того времени длинное заглавие: «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная... Ныне же... ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей на свет произведенная в лето от сотворения мира 7211 (1703) месяца януария. Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого».

На обороте титульного листа автор обращается к будущему, ученику:
«Арифметике любезно учися,
В ней разных правил и штук придержися,
Ибо в гражданстве к делам есть потребно...
И пути в небе решит, и на мори,
Еще на войне полезно, и в поли...»

Смысл всего стихотворения таков: математика дает человеку возможность рассчитывать и соображать свои поступки в разных обстоятельствах.

В России до появления книги Магницкого были только рукописные математические книги. Лишь в 1682 г. вышло в свет «Считание удобное, которым всякий человек купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякие вещи. А како число вещей и вещам число цены изыскати, и о том читая в предисловии к читателю совершенно познаешься».

Такое длинное заглавие носит листовка — таблица умножения всех чисел до 100 попарно. Эта таблица нашла, по-видимому, широкое распространение, так как в 1714 г. она была переиздана по повелению Петра I под заглавием: «Книга считания удобного ко употреблению всякому хотящему без труда познати цену или меру какие вещи». Книга эта ни в какой мере не является учебником.

Так как при обновлении русской жизни Петром не мог не встать вопрос об учебниках вообще и учебнике арифметики в частности, то в 1699 г. в Амстердаме из русской типографии Яна Тессинга, которому Петр дал привилегию, «чтобы устроил типографию и печатал в ней... математические и архитектурные и городостроительные и всякие ратные и художественные книги», вышла книга «Краткое и полезное руковедение во аритметыку или в обучение и познание всякого счоту». Автором книги был поляк Илья Копиевский или Копиевич, живший также в Амстердаме.

Так как ни автор, ни издатель России не знали и не имели понятия о том. какие сведения по математике были известны русским читателям из рукописных математических книг, то книга эта оказалась столь элементарной и ненужной в России, что она почти не получила распространения, и издатель потерпел материальный ущерб.

Проводником математических знаний в широкие русские массы суждено было стать учебнику Магницкого.

Математическая книга Л.Ф.МагницкогоМагницкий вышел из «низов» русского народа. Он понимал потребность русского общества в математике и, будучи человеком, очень образованным, понимал и то, что нельзя русскому читателю предложить чужеземную математическую книгу, не учитывающую имеющихся у читателей знаний математики, выработанных веками.
Магницкий в своей арифметике широко пользовался русской рукописной математической литературой, пополняя ее достижениями европейской научной и методической мысли. Он с полным правом заявлял, что собрал науку арифметики в своей книге из разноязычных книг — греческих, латинских, немецких, итальянских и старославянских. Позаимствованную из европейских книг науку он переработал в духе русских рукописей и приспособил к потребностям своего читателя, которого хорошо знал.
Он подчеркивал в предисловии:
«Разум весь собрал и чин
 Природно   русский,  а не немчин».
В результате всего этого и был создан новый оригинальный русский учебник математики, который 50 лет оставался единственным учебником для школ и по крайней мере в течение 100 лет оказывал влияние на математическое образование в России. Русская математическая литература не знает другой книги, которая имела бы такое большое историческое значение.

Что же обеспечило этой книге такой успех?
Во-первых, ее содержание. Это не учебник в обычном смысле слова, а энциклопедия математики и ее приложений. Арифметика Магницкого включает алгебру, основы геометрии, тригонометрии и астрономии. Повсюду теория сопровождается практикой — «прикладами, ко граждАрифметика Магницкогоанству потребными». Решаются задачи из житейской практики — всякие расчеты «кумпанств» (товариществ), смесей, проб, убытков и прибылей, сроков; вычисляются площади, объемы; решаются вопросы военной техники и строя, а в конце книги дается подробное руководство по кораблевождению и решение всех основных «навигацких проблемат», т. е. вопросов мореходной астрономии и навигации.

Во-вторых, успех книги зависел от той неустанной агитации о пользе наук вообще и математики в частности, которую автор вел в стихах и прозе на протяжении всей книги.

Он не уставал приводить исторические примеры того, как:
«В древних   бо   летах цари грецки
И нынешние вси немецки
Единако   ее   (науку) принимают
И царство свое укрепляют».

Также неоднократно автор подчеркивал, что значение математики не исчерпывается решением частных практических задач. Уча, например, определять состав сплавов, он указывал:
«Аще   бо   кто   весть руды меру.
Знает и ину по примеру».
Относительно же второй части своей книги, в которой математика применяется к решению астрономических и мореходных вопросов, Магницкий разъяснял, что без усвоения ее не может обойтись:
«Хотяй бы ти морской пловец.
Навигатор ли или гребец»...
и что:
«Ныне и всяк лучший воин
Ону науку знать достоин»...

Книга МагницкогоКнига Магницкого была написана во исполнение планов Петра I. Отмечая в предисловии учреждение всяких школ Петром, «в них же всяких словесных наук есть довольно», Магницкий указывал, что Петр повелел основать и иные школы для высокого математического и навигацкого учения, где велено добровольно приходящих людей учить, довольствуя их из казны. Для учеников учрежденной 14 января 1701 г. Математико-навигацкой школы в Москве и писал свою книгу Магницкий, получая кормовые деньги из казны.

Но его книга нашла более широкий круг читателей. Это было обусловлено тем, что книга была в значительной мере написана как самоучитель и хрестоматия для чтения. Не без оснований автор в предисловии полагал, что по его книге, «сам себя всяк может учить»

Биография Магницкого малоизвестна. Родился он в 1669 г. В. Берх рассказывает («Жизнеописание первых российских адмиралов»), что Петр I, «имев случай узнать сего достойного мужа,... с ним многократно о математических науках беседовал и так был восхищен глубокими познаниями его в оных, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким. Какое он имел прозвище до этого, то даже ближним  его неизвестно».

Если этот рассказ, как полагают иные, является выдумкой, то все же характерно, что кому-то нужно было украсить биографию Магницкого легендой. С рядовым человеком этого не случилось бы.

Учился Магницкий в Московской славяно - греко - латинской академии, где обучение велось на греческом и латинском языках. Математика в академии не преподавалась, и в этой области Магницкий был самоучкой. Быть может оттого-то он и сумел написать книгу, оказавшуюся столь полезной для огромного числа самоучек.

По учреждении Математико-навигацкой школы в Москве, в Сухаревой башне, Магницкий стал учителем русского класса этой школы. В старших классах учили приглашенные Петром англичане, в том числе проф. Андрей Фархварсон. Но роль Магницкого в новой школе была гораздо значительнее, чем его скромная должность. Это мы знаем из письма фактического начальника школы, дьяка Курбатова, вышедшего из крепостных графа Шереметева. Письмо его от 1703 г. говорит:

«По 16 июля прибрано и учатся 200 человек. Англичане учат их той науке чиновно, а когда временем и загуляются или, по своему обыкновению, по часту и долго проспят. Имеем еще определенного им помоществователем Леонтия Магницкого, который непрестанно при той школе бывает и всегда имеет тщание не только к единому ученикам в науке радению, но и ко иным к добру поведениям, в чем те англичане, видя в школе его управление не последнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавидением, так что уже просил он, Леонтий, от частого их на него гневоимания от школы себе свободности... А дело из них (англичан) признал я в одном Андрее Фархварсоне, а те два хотя и навигаторы написаны, только и до Леонтия наукою не дошли».

фрагмент арифметики Л.Ф.МагницкогоВ Математико-навигацкой школе Магницкий провел всю свою жизнь, для этой школы он писал и свою арифметику. Целеустановка книги выразилась в рисунке заглавного листа: в храме на троне сидит арифметика в виде женщины в русском платье и короне, с большим ключом в руке; на пяти ступенях, ведущих к трону, снизу вверх, написано: счисление, сложение, вычитание, умножение, деление; на колоннах написано: геометрия, стереометрия, астрономия, оптика, меркатория (навигация), фортификация, архитектура, а на общем пьедестале, на который опираются все колонны, имеется надпись: «арифметика что деет, на столпах все то имеет»; наконец, на арке надпись: «Тщанием — учением». Смысл всей картины такой: арифметика является ключом к перечисленным 8 дисциллинам; на трон арифметики можно подняться тщанием и учением через указанные пять ступеней.

Как уже указано, книга Магницкого нашла самый широкий круг потребителей. Гениальный Ломоносов, также вышедший из низов русского народа, называл арифметику Магницкого «вратами учености» и знал ее наизусть. Вратами учености эта книга была для всех образованных русских людей ХIII в.


Образцы задач из «Арифметики» Магницкого
1. Вопросил некто некоего учителя, сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать сына к тебе в училище. Учитель ответил: если ко мне придет учеников еще столько же, сколько имею, и пол столько и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100.
Сколько было у учителя учеников? (Отв. 36).

2. Некий человек продал коня за 156 рублев; раскаявшийся купец начал отдавать продавцу, говоря, что конь недостоин такой высокой цены. Продавец предложил ему иную куплю, говоря: если тебе кажется цена коню высока, то купи только гвозди, которые у коня в подковах, коня же возьми даром, а гвоздей в каждой подкове 6. За 1-й гвоздь дай мне полушку (1/4 копейки), за другой  2 полушки, за 3-й — копейку, за 4-й — две копейки и т. д. за все гвозди. Купец, полагая, что все гвозди обойдутся не свыше 10 рублев, восхотел коня в дар получити и согласился на такую цену. Ведательно есть, коликим купец-он проторговался.   (Отв.   4 178 703 3/4 коп.).

3. Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублев и кафтан. Но тот по случаю, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойную плату с кафтаном. Ему дали по достоинству 5 рублей и кафтан. Какой цены был оный кафтан? (Отв. 4 4/5 рубля или 48 гривен).

4. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь в 10-й день. И ведательно есть, в колико дней жена его особно выпьет ту же кадь? (Отв. 35 дней).

Арифметика Л.Ф.Магницкий

Категория: Разное | Добавил: ivanov (10 Август 2011)
Просмотров: 14550 | Теги: арифметика Л.Ф.Магницкий | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017