Ранее из категории География: ""

На берегах Конго 1898г.

На берегах Конго.
«Нива» 1898г. №42 стр.831-834

«Ещё в семидесятых годах истекающего столетия полные всевозможных ужасов путешествия знаменитых исследователей Африки, Ливингстона и Стэнли, приподняли немного завесу, скрывавшую от любопытных глаз европейцев эту обетованную негритянскую землю. И надо признаться, давненько-таки манила она к  себе европейцев, как  бы дразня их своею величественною рекою Конго или Заирой, изливающейся в Атлантический океан гигантским руслом в десять слишком верст шириною и до 140 сажен глубины, протянувшейся более чем на 4,000 верст, и обладающей притоками, судоходными в совокупности на целых 10,000 верст. Под свежим впечатлением рассказов путешественников об Африке, европейцы, по инициативе бельгийского короля Леопольда, не замедлили учредить международную ассоциацию для исследования бассейна реки Конго, и снарядили туда экспедицию под начальством Стэнли.

Помимо всех ученых, филантропических и иных благих замыслов этой ассоциации, главною целью ее было основание там обширного независимого государства. После бесконечных усилий и разных непредвиденных препятствий, в конце концов удалось достигнуть этой цели. Со 2-го февраля 1885 года 1,900,000 кв. миль центральной Африки оказались уже открытыми для свободного доступа туда европейцев. Первые шаги европейцев в этой стране были сопряжены с большими трудностями. Довольно многочисленное население Африки оказалось почти исключительно одного негрского племени, причем почти на щестую часть состояло из людоедов. Обычаи туземцев были ужасны.
жители КонгоМолодых девушек, например, удавливали, если их возлюбленные умирали. Человеческие жертвоприношения в честь умершего еще недавно практиковались по всему бассейну Конго.
Климат оказался для европейцев на первых порах прямо-таки убийственным: почти все они переболели разными местными болезнями, не мало из них погибло от лихорадки, а большинство возвратилось домой больными.
Ко всему этому присоединялось еще полное отсутствие каких бы ни было путей сообщения. Даже по Конго приходилось плавать с большою осторожностью, так  как  на ней беспрестанно встречались пороги, водовороты, водопады и рифы, с которыми умели бороться разве только утлые челны окрестных негров.
Европейцам приходилось прокладывать себе дорогу через высокие хребты скалистых гор, пересеченных пропастями и глубокими каменистыми ручьями. Между тем кругом разбросаны были необозримые пространства плодороднейшей земли, какую едва ли можно встретить в какой-либо другой части света. Несмотря, однако, на эти природные богатства, туземцы вечно голодали вследствие непомерной лени мужчин, единственное занятие которых состояло разве в том, что они сидели неподвижно, пока трудолюбивые жены натирали их пальмовым маслом да охрою.
Много трудов и лишений понесли европейцы, устраивая более или менее сносную караванную дорогу в обход порожистой части реки Конго. Однако этот единственный путь бьн доступен разве лишь для одних храбрецов, и Стэнли еще до окончания произведенного им исследования бассейна этой реки неоднократно указывал на необходимость устройства здесь железной дороги. В 1885 году по его инициативе образован был даже английский синдикат, определивший стоимость этого предприятия в 15 миллионов рублей. Однако синдикату не суждено было осуществить своего намерения, так  как  он не нашел себе поддержки со стороны правительства только что образовавшегося тогда государства Конго.

И впоследствии еще долго пришлось знакомить заинтересованных в этом деле лиц, как  с несомненною пользою, которая ожидалась от такого грандиозного сооружения, так  и с результатами производившихся на месте предполагаемой постройки изысканий. Пока наконец 31-го июля 1889 г. не образовалась в Брюсселе акционерная компания «Compagnue du chemin de fer du Congo», с основным капиталом в 25 миллионов франков. Капитал этот составился из 10 миллионов, выданных бельгийским правительством, и 15 миллионов, внесенных бельгийскими, немецкими и английскими капиталистами. В январе 1890 г. можно уже было приступить к  работам, которые и начались с предварительного устройства в гор. Матади в месте, где оканчивается удобное судоходство по нижнему Конго — гавани, а вслед за нею и первой станции (того же имени) будущей железной дороги, которая к  концу того же года была уже проложена на 8 верст до реки Мпоцо. Однако, как  раз с этого места начались самые серьезные, а, главное, совсем неожиданные препятствия и затруднения, которые едва не заставили строителей окончательно отказаться от продолжения этого дела. Туземцы, и без того уже мало способные к  труду, вследствие суровых почвенных и климатических условий, наотрез отказались продолжать работы. Только при помощи разных подарков, обещаний и всевозможных хитрых уловок  удалось кое-как  раздобыть работников среди туземного населения Барбадоса, Мартиники, Занзибара и Догомеи штат которых пришлось пополнять даже китайскими «кули» из Гонконга. Тут возникло опять новое затруднение: дикая, негостеприимная страна естественно выдвинула на очередь вопрос о надлежащем пропитании пришлого рабочего элемента. Последствием же недостатка в удовлетворительных жизненных припасах, в связи с изнуряющей тропической температурой, было появление разных эпидемических болезней, в роде болотных лихорадок и т. п., безжалостно уносивших, в большинстве случаев лучших работников.

Ко всему этому присоединялись еще технические трудности самой постройки, в виду резкого изменения характера местности. Таким образом, к  3-ому июня 1892 г. дорога подвинулась всего лишь на 19 верст, между тем как  слишком 12 миллионов франков, т.е. почти половина акционерного капитала была уже израсходована. Неудивительно поэтому, что доверие Европы к  этому рискованному предприятию значительно пошатнулось. Акционерной компании Конго грозил полнейший крах, как  вдруг обстоятельства круто повернули в благоприятную для дела сторону, и акционеры снова повеселели. Климат в вышележащих местностях постройки оказался значительно здоровее да и окрестные жители несколько попривыкнув к пришельцам, стали уже относиться к  их предприятию куда благосклоннее, охотно отвечая на делаемые им предложения пополнить собою недостающий контингент рабочих.
Локомотив компании «Compagnue du chemin de fer du Congo»При означенных условиях дело пошло быстро вперед, и уже в начале 1893 г. проложено было до 40 верст железнодорожного пути, к  следующему же году линия увеличилась почти вдвое. Дела акционерной компании пошли еще лучше, когда ей удалось пополнить окончательно израсходованный уже было капитал, 5-ти миллионным займом, гарантированным притом бельгийским правительством. К 1-му января 1897 года железная дорога протянулась по бассейну реки Конго почти на 350 верст, а 16-е марта т. г. можно было считать радостным днем полного окончания этого смелого предприятия. Именно в этот день прибыл на конечную станцию новой железной дороги — Доло, на расстоянии 364 верст отстоящую от ее начальной станции Матади, первый локомотив, и этим фактом было наконец завершено окончательное упрочение европейцев в нижней области Конго…»

Далее

Далее из категории География: ""