Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Архив "Исторических интересностей" » Просто факты

Украшения, орнамент, женщины-литейщики
13 Июль 2013, 23:06
Литьё - женское занятие.
Принято полагать, будто ремесла, связанные с отделкой металлов, издревле были мужской монополией. Но последние данные археологии демонстрируют - в конце первого — начале второго тысячелетия нашей эпохи у финно-угорских племен Поволжья и Прикамья литейным занятием промышляли в большей степени представительницы прекрасного пола.

В то время в женском уборе и одежде распространились бронзовые украшения — «грохочущие или шумящие подвески». Для их отливки применялись модели из провощенных нитей. Это «восковое вязанье» было созвучно другому занятию – вязанию, плетению и вышиванию, потому и выделилось женское литейное дело. Данный вывод, подготовленный академиком Б. А. Рыбаковым в книжке «Ремесло Древней Руси» еще в 1948 году, подтверждается находками в могильниках племен мари, муромы, мордвы и мери. Археологи нашли более 120 погребений женщин, занимавшихся литейным занятием. Подтверждением этого стали отысканные в могилах орудия труда (льячки, каменные и глиняные формочки для отливки маленьких украшений, шилья, молоточки), а еще слитки олова, свинца, латуни, остальных металлов и сплавов.
В IX—X веках ремесленницы добиваются вершин профессионализма, и употребляют наитруднейшие приемы ювелирной техники — зернение, скань. Украшения производят в расчете на продажу, на самого разного клиента.
Но с X века в данном ремесле растет роль мужчин. Дамы, плавившие сплав на кухне не имели никакой возможности соперничать с представителями сильного пола-кузнецами, которые использовали горны и к XII—XIII векам (а в ряде районов и ранее) сконцентрировали в собственных руках не только лишь ковку, но и литье.

Тектиты и луна
Известная ювелирная артель «Гранат» в чехословацком городе Турнове долгое время выпускала украшения с тектитами — загадочными камешками с оплавленной поверхностью, которые встречаются в разных районах земного шара, в том числе в Чехии. Происхождение тектитов до сих пор неясно. По одним гипотезам, это частицы лавы лунных вулканов, по другим — остатки метеоритов или расплавленных ими при ударе земных горных пород. Возраст встречающихся в Чехии тектитов — около 14,5 миллиона лет. Изготавливать ювелирные украшения с тектитами начали в 1891 году. Швейцарские ювелиры преподнесли английской королеве Елизавете II крупный чешский тектит с брильянтами и черным жемчугом в оправе из платины. Затем мода на тектиты прошла, но в наши дни снова возродилась в связи с большим интересом к их происхождению и космическим исследованиям. Сейчас предприятие GRANAT d.u.v. Turnov является крупнейшим производителем ювелирных изделий особенно удачны украшения где используется чешский гранат.

Древний орнаментир
В первобытные времена, когда хотели нанести орнамент на керамические изделия, использовали любые предметы: птичьи косточки, перья, заостренные ветки, щепки, ножи, шпильки и т. п. Для украшения керамики, созданной в эпоху широко известной трипольской культуры, применяли зубчатые створки раковин речных моллюсков, кости, пластины из клыков кабана. Все эти орудия хорошо известны.
Но вот при исследовании памятника Мерешовка — Четэцуе (той же трипольской культуры) в Молдавии найден не совсем обычный орнаментир — инструмент для нанесения углублений на поверхности сырых сосудов. Он оказался составным. Рукоятка изготовлена из небольшой плюсневой кости волка, в суставной части которой пробито отверстие, куда вставлялся съемный стержень-наконечник, тоже сделанный из кости. Этот рабочий орган по мере износа заменяли другим, а рукоятка служила долго.
Судя по всему, этот инструмент немало поработал на своем веку. Однако самое интересное то, что на нем остались линейные следы, которые могли появляться только от вращения орнаментира по поверхности сосуда. Значит, это не просто орнаментир, но орнаментир циркульный, с помощью которого можно было наносить углубленные линии на определенном расстоянии от верха сосуда, чтобы эти линии имели вид правильного круга (об этом же функциональном назначении инструмента говорит и его составная конструкция).
В том слое, где найден циркульный орнаментир, найдены керамические изделия с орнаментом, который мог быть нанесен этим орудием.

Добавил: ivanov | | Теги: украшения
Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017