В зимней Воскресенской церкви с. Давыдкова находится интересный образ мученика Христофора с песьей головой, древнего письма, чтимый местными жителями. В селе имеется 3 кожевенных завода, скупающих по округе сырые кожи и корье. На базары привозится сюда немало горшков и гончарных изделий, а также дров, жердей, бревен, которые раскупаются приезжающими из соседних безлесных местностей. Центром хлебной торговли считается село Старо-Андреевское; оно находится на границе с Пошехонским уездом и значительное количество хлеба, который перепродается затем отдалено от городов; тут местными торговцами окупается в городах Романове и, главным образом, в Рыбинске. Подобное же значение имеет отстоящее в 8 верстах от Старо-Андреевского село Горинское, которое расположено на бойкой проселочной дороге. Село Чирково является главным в уезде скотопромышленным пунктом; каждую субботу на базары сюда приводится много скота и, кроме того, до 3 раз в год устраивается ярмарка. На левом берегу р. Волги, в половине пути от Романова к Ярославлю, при устье речки Ити расположено село Устье; жители его занимаются издавна постройкой мелких речных судов: барок, лодок и т. п..
Верстах в 30 выше Романова, на правом берегу Волги, при деревне Песочной расположен фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова с 300 рабочих; немного ниже Песочной на противоположном берегу стоит пристань Шашково, близ которой в живописной местности раскинулось несколько дач. При впадении в Волгу р. Урдомы, близ села Вознесенского, останавливался в 1321 году московский князь Юрий Данилович, направлявшийся с казною из Новгорода к татарскому хану; во время стоянки здесь напал на него князь Александр Михайлович Тверской, враждовавший с Москвою, отнял казну и заставил Юрия бежать во Псков.
На левом берегу Урдомы, в 6 верстах от Романова, расположено небольшое старинное село Пилатики, бывшее до 1627 года деревней, татарского происхождения; Баскачево, Батыево, Беркайцево, Бочевки, Мансурово, Татарский Холм, Щелканово и мн. другие селения Романовского уезда с татарскими названиями суть следы жительства в этой местности татар, поселенных по распоряжению московского правительства. В деревне Большое Богородское, в версте от Романова, в половине XVI века был поселен сын владетеля ногайских татар Иль-Мурза Юсупов в качестве заложника; деревня тогда была селом, но в 1609 году поляки разрушили церковь, которая после того не возобновлялась. Потомки Иль-Мурзы Юсупова впоследствии крестились и от них пошел род князей Юсуповых.
В деревне Малой-Мочине Понгиловской волости родился в 1783 году крестьянин-стихотворец Федор Никифорович Слепушин; до 9 лет он жил дома, где научился под руководством отца грамоте; потом был отвезен в Москву и, как крепостной, отдан в лавочку; вернувшись лет 16 домой, он поступил в рабочие к мельнику и женился на его дочери, перейдя по примеру тестя в раскол. Женившись, Слепушкин все время жил в Петербурге, где сначала торговал на улице вареной грушей, а потом открыл мелочную лавочку и стал заниматься еще лодочным перевозом через Неву. В 1812 году он переселился в Рыбацкую слободу, занимаясь теми же промыслами — около этого времени он опять перешел в православие. Под влиянием басен И. А. Крылова, он сам начал писать басни, и некоторые из них были напечатаны в «Отечественных Записках», напр., «Лев и Волк», «Бык и Комар» и др. Это дало ему возможность познакомиться с некоторыми писателями, которые оказали ему покровительство.
В 1826 году явилась первая книжка стихов Слепушкина. Под заглавием «Досуги сельского жителя»; она имела большой успех; академия наук присудила стихотворцу золотую медаль, с надписью: «Приносящему пользу русскому слову», а император Николай I пожаловал богатый, шитый золотом, кафтан. Слепушкин стал известен в Петербурге; в нем принял участие А. С. Пушкин, и ему помогли выкупиться на волю, причем госпожа за него, как за стихотворца, взяла 3000 рублей. Успехом пользовались и дальнейшие произведения Слепушкина: «Сельская поэма», «Четыре времени года» и др. Он уже приписался в 3-ю гильдию петербургских купцов, выстроил кирпичный завод и собственный дом и зажил в достатке. Теперь Слепушкин почти уже забыт, но в свое время он пользовался большой известностью, как стихотворец-самоучка. В своих стихах он изображал исключительно крестьянскую жизнь, тихую, безмятежную.
Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский
файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)
сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)
Далее из категории Ярославская губерния: "Пошехонский уезд"