Интересна судьба этого князя, прозванного за перенесенные им несчастия Горяем. Андрей Васильевич был сын московского князя Василия Темного и родился 13 авг. 1446 г., в то время, когда отец его жил в Угличе в заточении. По смерти отца (1462 г.) Андрей получил в удел Угличе; а старший его брат Иван III стал великим князем московским. В это время немного уже осталось на Руси независимых городов: Тверь, Новгород, Псков держались дольше других; все остальные вынуждены были признать власть Москвы. Отношения между братьями в первое десятилетие были мирные; но затем последовал разрыв по случаю того, что московский князь присвоил себе удел умершего младшего брата Юрия, не выделив ничего братьям. Те обиделись, но вмешательство матери предупредило вражду. Иоанн III наградил братьев, однако Андрею Васильевичу ничего не дал за то, что он более других проявлял негодования на самоуправство старшего брата; мать, любившая Андрея, отдала ему свой городок Романов на Волге.
Нескрываемое стремление московского князя к уничтожению уделов и слиянию их с Москвою должно было бы предупредить братьев и заставить их осторожнее держаться относительно Москвы; но они крепко стояли за старые порядки и ревниво оберегали независимость своих уделов. Получив приказание великого князя выступить с угличскою дружиною в поход против крымского хана, Андрей Васильевич ослушался воли брата и остался у себя на уделе. Московский князь на время затаил злобу, но через год решил раз навсегда покончить с Андреем. Осенью 1492 г. Андрей Васильевич прибыл в Москву и был любезно принят братом, а на другой день, придя на званый обед, он был арестован по приказанию брата боярином Семеном Ряболовским. Несмотря на всю неожиданность ареста, Андрей Васильевич сохранил присутствие духа и твердо сказал: «Волен Бог да государь, брат мой старший, а Всевышний рассудит нас в том, что лишаюсь свободы безвинно». Андрея Васильевича заковали в цепи и отправили в переяславскую тюрьму, где несчастный страдалец и скончался в том же году. Еще более горькая участь постигла его сыновей, Иоанна и Дмитрия, которых Иоанн III посадил в ту же переяславскую тюрьму, а позже перевел в вологодский прилукский монастырь, где почти полвека они томились в сырой темнице в железных оковах.
Андрей Васильевич оставил по себе добрую память в Угличе построением храмов и зданий; им выстроен дворец угличских князей, известный теперь под именем дворца царевича Димитрия, и соборный храм в Покровском монастыре (в 3 вер. от Углича) при нем близ Углича основались монастыри Покровский преподобным Паисием и Учемский — преп. Кассианом, находившие щедрую поддержку у князя, который всеми средствами способствовал заселению своего удела. Достойна особого внимания упорная, несмотря на неравенство сил, борьба князя Андрея за независимость и свободу с Москвою, перед которой давно уже склонили свои головы все древнерусские княжества. Угличане любили своего князя и сочуствовали его стремлениям- после смерти они составили заговор с целью освободить его сыновей из заточения и водворить на родовом престоле, но заговор был открыт, и многие верные угличане понесли за смелое честное предприятие тяжелую кару.
Перед заточением Андрея Васильевича в Угличе случился большой пожар, уничтоживший 15 храмов и более 500 дворов и послуживший как бы предзнаменованием кончины самостоятельности угличского удела, после чего, как и дрyгиe города, Углич начал управляться московскими наместниками.
Княжеские междоусобия оставили глубокий след в нравах населения. Желая увеличить свои владения на счет других и приобрести могущество, они нестрого разбирались в средствах для этой цели: сильный пользовался силой, слабый прибегал к хитрости, коварству, обману, изворотливости; борьба, приходя к концу, достигала крайнего ожесточения; победители обыкновенно выжигали целые города и области, чтобы лишить противника возможности защищаться; обрезывание ушей, ослепление, отсечение носа, рук, головы — стали обыкновенным наказанием. При таких порядках о нравах и обязанностях не могло быть и речи — каждый заботился лишь о личном сохранении; имущество граждан пряталось в церквах и монастырях; женщины удалялись от общества мужчин, чтобы сохранить чистоту семейную; отсюда явилось затворничество женщины перестали даже показываться на улице с непокрытым лицом; но понятно, что удаление женщин еще более усиливало грубость нравов.
Покончив с уделами, Москва сбросила с себя иго татарское (в 1480 г.) и стала обширным нераздельным царством.
Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский
файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)
сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)
Далее из категории Ярославская губерния: "Князь Андрей Курбский"