Ранее из категории История технологий: ""

Есть ли жизнь на Марсе или что мешает водителям?

Дайджест научно-технических новостей из 1970г.

Теплая стрелка — гарантия безопасности

Какой бы ни валил снег, как бы ни мела вьюга, железнодорожные стрелки всегда должны быть чистыми: ведь снег, забившийся между пером и рельсом, не даст перевести стрелку. Сотни тысяч человек сбрасывают метлами снег со стрелочных переводов. Однообразный, неблагодарный труд. Немало изобретателей пытались создать печку для стрелок. Рельсы грели газом, инфракрасными обогревателями, своеобразными «электроплитками». Снег, конечно, таял, но обогреватели оказались довольно капризными, требовали периодического ремонта. Сотрудники Варшавского энергетического института решили греть рельсы вихревыми токами: токами, которые возникают в стальном стержне, когда он находится в переменном магнитном поле. Через катушку с проводом, сидящую на П-образном сердечнике, пропустили обычный переменный ток и укрепили сердечник поближе к рельсу. Сердечник был набран из тонких пластин, и поэтому, в полном соответствии с законами электротехники, не грелся, а массивный рельс быстро стал теплым. Снежинки таяли, едва прикоснувшись к нему, и стрелочный перевод стал чист без всякой метлы.

Вода на марсе есть!

Такую гипотезу выдвинули американские астрономы Р. Шорн и С. Литтл. Они фотографировали спектр солнечного света, отраженного от «красной планеты». На нескольких фотографиях проступили линии, характерные для паров воды. Сейчас ученые проверяют полученный результат на более крупном телескопе.

Нетканая ткань

Долог путь от жидкой пластмассы-мономера до нейлоновой ткани, из которой сошьют немнущуюся рубашку. Жидкость с помощью катализаторов превращаю/ в полимер — густую сиропообразную массу, из нее вытягивают нити, а затем на ткацких станках выделывают ткань. Ученые ФРГ предлагают принципиально новый способ — если лак можно выразиться, «морозильный».
Жидкую пластмассу смешивают с растворителем. — водой, уксусной кислотой, мочевиной и т. п. Затем к смеси прибавляют катализатор и выливают образовавшуюся жидкость на холодный металл. Растворитель застывает, и его кристаллики пронизывают жидкий мономер массой микроскопических иголочек. Теперь достаточно облучить застывшую пленку лампой ультрафиолетового света, как сделает свое дело катали» затор: мономер превратится в полимер. Остается разморозить получившийся кусок пластика. Кристаллики льда превратятся снова в жидкость, и пластик окажется пронизанным сотнями тысяч пор, словно обыкновенная ткань. Можно кроить рубашку.

Воспламенение без искры

Когда самолет летит со сверхзвуковой скоростью на больших высотах, где кислорода мало, воспламенение смеси топлива с воздухом становится очень медленным. Поддерживать его горение в двигателе не удается даже при использовании специальных веществ, повышающих склонность топлива к воспламенению Выход из положения подсказали ультрафиолетовые лучи. Группа исследователей из Ситивенсского университета (США) использовала их для воспламенения горючей смеси, состоявшей из метана и воздуха или водорода и воздуха. Смесь воспламенялась меньше чем за тысячную секунды. Ультрафиолетовое излучение вызывает распад молекул кислорода на атомы, и поэтому воспламенение топлива происходит практически мгновенно. Авторы нового метода считают, что этот способ зажигания горючей смеси позволит увеличить высоту полета до 80 километров и добиться скорости. в 15—20 раз превышающей звуковую!

Что мешает водителям?

Десять водителей получили одну, и ту же инструкцию: в течение пяти часов ехать без остановки в колонне со скоростью 100 километров в час, строго соблюдая дистанцию. Через пять часов половина автомашин продолжала путь с заданной скоростью и на заданных расстояниях, а шоферов остальных машин словно подменили: они снизили скорость и с трудом удерживали интервалы. Так эксперимент подтвердил, что человек, отгороженный стальными стенками кабины от электрического поля земной атмосферы, быстро устает. В машинах же водителей, сохранивших бодрость и быстроту реакции, были установлены генераторы, имитирующие это поле.

Далее из категории История технологий: ""