Однако достоверность этих предположений пока еще не установлена и подлинность оригиналов не доказана. Многие ученые, в том числе и итальянские, не согласны с мнением Якопи. Тем не менее, раскопки, которые продолжают вести в этом районе, представляют несомненный интерес и привлекают к себе всеобщее внимание. Особенно взволнованы жители Сперлонги. Опасаясь, что скульптура, которая окажется все-таки подлинником «Лаокоона», будет вывезена в другой город, они организовали у грота Тиберия круглосуточное дежурство. В итальянской прессе широко дискутируется вопрос: имеют ли право жители Сперлонги требовать, чтобы найденная скульптура осталась в их местечке, или нет?
Но, разумеется, главный вопрос, который занимает археологов и специалистов по античной скульптуре,— это установление подлинника «Лаокоона».
Итальянский журнал «Вие нуовс» в № 42 за 1957 год опубликовал по этому поводу беседу с профессором археологии Римского университета Рануччио Бианки Бандинелли, которую мы с небольшими сокращениями предлагаем вниманию наших читателей.
Вопрос. Не желали бы вы поделиться с читателями своими соображениями по поводу находки «Лаокоона»?
Ответ. С большим удовольствием я хотел бы удовлетворить интерес ваших читателей. Однако мое положение в отношении раскопок в Сперлонге ненамного отличается от их положения о раскопках я узнал, как и читатели, из газет и журналов.
Вопрос. Нас удивляет, что вы не были на месте раскопок.
Ответ. К сожалению, такова специфика нашей работы. Так же, как художник никогда не войдет в студию своего коллеги, если он не приглашен, когда тот работает над картиной, готовящейся к выставке, так и археолог не может поехать на место раскопок по собственному желанию, если он не получит на то соответствующего разрешения.
Вопрос. Но разве не лучше в тех случаях, когда речь идет о весьма важных раскопках и при этом спорного характера, как, например, в данном случае, устроить своеобразный «консилиум» специалистов?
Ответ. Согласен. Это, несомненно, было бы полезно. Но в этом случае инициативу должна проявить высшая инстанция, то есть министерство, при котором, как известно, имеется Высший совет. Но мне кажется, что даже член этого Совета профессор Лючиано Лауренци, который, помимо этого, является президентом Государственного института археологии, также не был приглашен осмотреть раскопки.
Вопрос. Не хотели бы вы теперь высказать свое мнение по поводу этой находки?
Ответ. Мое мнение, которое я высказываю с оговорками из-за недостатка прямой информации, во-первых, сводится к тому, что несколько рано стали бить в барабан. Подобные явления имели место и в прошлом. Бывали случаи, когда объявляли о важных раскопках, а потом оказывалось, что значение их весьма скромно.
Насколько я могу судить по сообщениям печати, в настоящее время раскопки произведены лишь на маленьком участке большого грота, поэтому еще возможны всякие сюрпризы. Пока здесь обнаружено огромное число фрагментов каких-то статуй (по некоторым данным, 400, по другим — 600. При изучении фотографий, помещенных в газетах, становится очевидным, что эти фрагменты относятся более чем к одной скульптурной группе, состоящей, как «Лаокоон», из трех фигур.
Мне также не удалось обнаружить ни одной детали, которая наверняка подошла бы к той скульптуре «Лаокоона», которая хранится в Ватиканском музее. Помимо этого, на скульптуре видны многочисленные скрепы (над бедром, между пальцами), а это является одним из сигналов, требующих проявления элементарной осторожности перед тем, как произнести слова «греческий оригинал» раньше слов «копия римской эпохи».
Вопрос. Не объясните ли подробнее, что означает ваше упоминание о скрепах?
Далее из категории Интересные факты: "Найден ли оригинал «Лаокоона»? (3)"