Что касается переводов трудов немецких авторов (онлайн переводчик https://www.m-translate.ru/), то они, как указывает М. А. Панкратов в очерке «Учение Сеченова о торможении», «отбросили не только взгляды Сеченова, но и все его учение… Подобное положение вещей создалось с тех пор, как Гольц выступил противником Сеченова… хотя повторял только Сеченова… Немецкая литература, выставляя на первый план работы своих исследователей, затемняла и в известной степени неправильно освещала учение Сеченова («Известия института им. П. Ф. Лесгафта», т. XXII, 1940, стр. 207 и. 228).
Все ухищрения фашистских ученых и их предшественников остались бесплодными. «История показывает, — пишет М. А. Панкратов, — насколько шатки были теории различных авторов… При ближайшем столкновении с фактами они рушились, как карточный домик. Учение Сеченова победоносно развивалось в борьбе со старыми взглядами; оно шло вперед, отметая то, что не соответствовало действительности. Сеченов… видел в отдельных фактах нарождающееся новое, способное перевернуть существующие воззрения, способное дать прочный естественнонаучный фундамент физиологии. В этом сказался гений Сеченова» (стр. 228—229).
Чрезвычайно ценно свидетельство президента АН СССР акад. В. Л. Комарова, о влиянии «Рефлексов» на развитие общественной мысли в России не только в 60-е и 70-е годы, но и в дальнейшее время. «Книга Сеченова, — пишет акад. В. Л. Комаров в статье «О научно-популярной литературе», — это не популярное изложение уже известных науке фактов и выводов, а ряд гениальных, совершено новых наблюдений и обобщений. Но как популярна эта замечательная книга. И какое громадное число не специалистов, а людей самых разных профессий черпало в ней основы своего, мировоззрения и ставило книжку Сеченова на полку (а иной раз в потайное хранилище) рядом с книгами Чернышевского и Добролюбова» (газ. «Правда», 13 февраля 1941 г.).
Остановлюсь вкратце на других сторонах научной деятельности И. М. Сеченова, всегда и неотрывно связанной с его социально-политическими взглядами и с его влиянием на развитие русской общественной мысли.
Кроме физиологии и основанной на ней научной психологии, Сеченов занимался также исследованиями вопросов труда. Во времена Сеченова длина трудового дня рабочих зависела от произвола собственников-фабрикантов и их ставленников. Когда в конце 80-х годов стали приходить из-за границы сведения о сокращении рабочего дня до восьми часов, Иван Михайлович засел в лаборатории и произвел огромное количество сложных опытов, в том числе над самим собой. После многочисленных исследований и опытов Сеченов напечатал «Очерк рабочих движений человека», который является важнейшим научным руководством в этой области и для нашего времени.
Вопросами труда, положением рабочих, их бытом и обстановкой Сеченов интересовался всегда. Незадолго до смерти, в самом начале XX в., он захотел проверить справедливость рассказов о том, как хорошо усваивают рабочие Пречистенских курсов лекции профессора химии Московского университета М. И. Коновалова, одного из крупных специалистов в своей области. Сеченов пошел на лекцию Коновалова, который читал рабочим химию в том же объеме и содержании, как и университетским слушателям. «Сильное впечатление получилось от аудитории, слушавшей с какой-то жадностью простую и ясную речь своего профессора, подкреплявшуюся на каждом шагу опытом, — писал после этого Сеченов. — Еще большим уважением я проникся к этой аудитории, когда узнал, что некоторые рабочие, бегут на эти лекции по окончании вечерних работ на фабрике из-за Бутырской заставы; многие учатся иностранным языкам, некоторые даже английскому».
После этого и сам Сеченов стал читать для рабочих анатомию и физиологию. Лекции его имели большой успех, но через полгода царское правительство спохватилось. Сеченову было запрещено передавать рабочим свои знания. Царские ставленники были правы. Сеченовская наука, самая серьезная и глубокая, всегда была опасна для господства класса собственников.
На лекциях в высшей школе и в лабораториях Сеченов говорил своим ученикам: «Работайте, работайте всеми силами. Помните, что вы получаете высшее образование — этот цвет мысли — на последние гроши русского обездоленного мужика, и что вы являетесь неоплатными должниками его. Старайтесь же серьезной подготовкой к предстоящей вашей деятельности быть полезными работниками в жизни и выполнить ваш гражданский долг» (акад. И. Р. Тарханов, Памяти И. М. Сеченова, Труды Общества русских врачей в Петербурге за 1905 г., стр. 73).
Много выступал также И. М. Сеченов с публичными лекциями (с благотворительной целью) на темы своих специальных исследований: о зрительном мышлении, о физиологии растительных процессов и т. д. Его блестящий лекторский талант привлекал в аудиторию многочисленную публику. Лекции эти неизменно посещал И. С. Тургенев, сообщавший в письмах к друзьям, что Сеченов объясняет «очень ясно и научно» («Современный мир», 1912, № 3, стр. 196).
В интересах распространения точных знаний И. М. Сеченов печатал в общих журналах и энциклопедиях статьи по истории науки, о знаменитых натуралистах и т. п. Он редактировал также специальные научные труды (Дарвина и др.), снабжая их своими вступительными статьями и часто перерабатывая их или дополняя своими очерками.
Еще в одной области было велико значение общественной деятельности И. М, Сеченова. Он был решительным сторонником полного раскрепощения женщины. Он отстаивал их право на высшее образование, допускал их в свои лаборатории и аудитории. Наконец, Сеченов одним из первых личным примером доказал, что без лицемерно-поповского церковного брака семейный быт может быть прочным и высоконравственным, если муж и жена искренно любят друг друга и стремятся к высокой цели — служению человечеству на поприще культуры и науки. В этом отношении Сеченов и его жена Мария Александровна Бокова послужили великому революционному мыслителю и писателю Н. Г. Чернышевскому образцами для героев его знаменитого романа «Что делать?», где Иван Михайлович выведен в лице Кирсанова, а его жена — в лице Веры Павловны Лопуховой.
Далее из категории Личность в истории: ""