Откуда берутся изобретения? Откуда появляются вещи, ставшие для нас повседневными не так давно, но олицетворяющие серьёзный прорыв для целой отрасли экономики? Как выдумщикам, креативщикам и энтузиастам удаётся рассказать всему миру о своей находке (смотреть тут) и, что там говорить, заставить нас её купить? Что это, везение расчёт, талант или просто неизбежность прогресса? Вот один из таких драматичных сюжетов.
Итак…
Война шариковых ручек.
Почти первый изобретатель.
В 1938 году венгерский журналист по имени Ласло Биро изобрел первую шариковую ручку. Ласло Биро заметил, что типографская краска, которая использовалась в газетном производстве, высыхала быстро, оставляя бумагу сухой и без подтеков. У него родилась идея создать перо, используя тот же самый тип чернил. Однако более густые чернила не вытекали из обычного пера, и Ласло вынужден был придумать совершенно новую конструкцию. Он модернизировал обычную перьевую ручку, соединив её с крошечным шарикоподшипником на её наконечнике. Поскольку перо скользило по бумаге, шарик вращался и подтягивал типографскую краску из картриджа, оставляя чернильный след на документе. Этот принцип работы шариковой ручки фактически заимствован из патента 1888 года, зарегистрированного Джоном Лаудом для другого приспособления. Однако этот патент был коммерчески неразработан и по этой якобы веской причине изобретателем шариковой ручки является Ласло Биро.
Первый экземпляр своей ручки Ласло Биро создал в 1938 году, а зарегистрировал патент в Аргентине 10 июня 1943 года, куда он эмигрировал вместе со своим братом Георгом (в других источниках Дьёрдь) в 1940 году. Надо отдать должное, его брат был химиком по образованию и приложил немало усилий чтобы чернила для нового устройства соответствовали нужным параметрам, то есть и не вытекали и не густели. С помощью инвестора проекта Агустина Педро Хусто, кстати, бывшего в прошлом президентом Аргентины, братья наладили выпуск первых шариковых ручек.
Но, то ли покупателей отпугивала более высокая цена на ручку по сравнению с пером, то ли страх перед чем-то новым, но торговля шла вяло. Если бы не помогло одно обстоятельство. Британские королевские военно-воздушные силы нуждались в новом типе пера, чернила которого не будут растекаться и которым можно писать даже с обратным наклоном. Успешные результаты эксплуатации в ВВС Великобритании быстро воздвигли авторучки Ласло в центр внимания прессы. Британское правительство купило лицензионные права на этот патент. К несчастью Ласло Биро упустил из виду очень важный нюанс. Для максимального успеха надо получить патент в самой промышленоразвитой стране с огромным объёмом рынка. А именно в США. И для его шариковой ручки даже с окончанием Второй мировой войны, другое сражение только начиналось…
Хронология сражений шариковых ручек
Однако вернёмся к истокам открытия.
Начало 19 века: изобретены первые металлические перья для письма. К 1850 году гусиные перья практически вытеснены металлическими, в которые стали добавлять сплавы с другими металлами.
1844 год — страховой агент Льюис Эдсон Уотермен изобретает первую авторучку.
1888 г.—1916г. зафиксирован целый ряд патентов совершенствующих принцип работы авторучки.. В 1888 г. Джон Лауд, 3 мая 1904года — Джордж Паркер, 1916г. — Ван Вечтен Райзберг. Вообще патентов было ещё больше, но в отличие от других у перечисленных здесь было коммерческое будущее.
1938г. Изобретение шариковой ручки двумя венгерскими изобретателями, Биро Ласло и его братом Джорджем. Для коммерческой реализации изобретения была создана компания Этерпен (Eterpen) в Аргентине. Местные СМИ приветствовали успех этого инструмента письма, потому что им можно было писать без вторичного наполнения в течение года.
Май 1945г.: Компания Эвершарп (Eversharp Co) объединяется с Эберхардом-Фабер (Eberhard-Faber), чтобы приобрести исключительные права на авторучки Биро.
Июнь 1945г.: спустя меньше чем через месяц после того, как Эвершарп и Эберхард заключают сделку с Этерпен, Буэнос-Айрес посещает Чикагский бизнесмен некто Мильтон Рейнольдс. Он обращает внимание на авторучки Биро и реально по-американски оценивает возможности её коммерческого распространения. Затем он покупает несколько образцов. Всё что ему остаётся это вернуться в Америку и подать свой патент на изобретение. Оказалось, что к тому времени истёк срок действия всех ранее поданных патентов на шариковые ручки. Рейнольдс создаёт международную перьевую компанию (Reynolds International Pen Company), игнорируя патентные права Эвершарпа.
29 октября 1945г.: Через четыре месяца Рейнольдс копирует изделие и продает свои экземпляры в универмаге Джимбеля в Нью-Йорке. Ручка Рейнольдса немедленно становится успешной. Оцененная в 12,50$, в первый же день торговли она была реализована в количестве около 10 000 шт.
Декабрь 1945г.: Великобритания также была среди первых. Большое количество первых шариковых ручек, было продано компанией Миль-Мартин на рождество 1945 года.
У конкурентов проблемы реализации
Шариковые ручки, которые, как гарантировалось производителями, пишут в течение двух лет без вторичного заполнения, должны быть в этом случае непроницаемыми, чтобы не позволять вытекать чернилам. К тому же Рейнольдс рекламировал свои ручки как средство, «чтобы писать под водой». Это было далеко не всегда так.
Тем временем Эвершарп предъявил иск Рейнольдсу за копирование конструкции. Если бы речь шла о патенте 1888 года выданного Джону Лауду, то у конкурента не было никаких шансов, однако к тому времени срок действия патента истёк к тому же никто раньше и представить не мог возможный рынок сбыта.
И не смотря на то, что общий объём реализации у обеих конкурирующих сторон подрастал, ручки Рейнольдса протекали, и часто были не в состоянии писать, а продукция Эвершарпа не соответствовала своим собственным рекламным объявлениям. В связи с этим участились возвраты некачественного товара и для Эвершарпа и для Рейнольдса.
1948г.: Частые ценовые войны, продукты низкого качества и немыслимые затраты на рекламу приносят урон каждой стороне. Рынок сбыта авторучек обваливается. Первоначальная цена в 12,50$ падает до 50 центов за ручку.
1950г.: Французский барон по имени Bich имеющий отношение к бизнесу по производству письменных принадлежностей решает поучаствовать в гонке под названием «у меня самые лучшие шариковые ручки». До этого он вложил деньги в технологию точного литья, что позволяло получить шарик диаметром всего 1 мм. Прорыв для того времени. Также известно, что он честно предложил братьям Биро деньги за изобретение и в 1950г. получил право на патент. Биш предусмотрел многое, даже то что под своим именем товар не продвинуть. В результате, была основана интернациональная фирма BIC Co, которая начинает выпуск более дешёвых шариковых ручек благодаря оптимизированному производственному процессу. 1951г.: Потребительская смерть шариковой ручки. Перьевые ручки снова номер один. Компания Рейнольдса закрывается.
Январь 1954 г.: Ручки Паркера (Parker Pens) представляют свою первую шариковую ручку, Jotter. Jotter писал в пять раз дольше чем ручки Эвершарп или Рейнольдса. У ручек Паркер было больше вариантов размера шарика (т.е. толщины линии) а также вращающийся картридж для заправки. При этом ручка прекрасно работала. Паркер продал 3,5 миллиона своих новых ручек по цене от 2,95$ до 8,75$ за срок менее чем один год.
Сражение выиграно
1957г.: Паркер вводит шарикоподшипник с использованием карбида вольфрама. Эвершарп находится в глубокой финансовой яме и пытается переключиться опять на продажу перьевых ручек. Однако в итоге вынужден был продать своё отделение авторучек фирме Паркер, а затем и вовсе ликвидироваться в 1960 году.
В конце 1950-ых: фирма BIC владеет около 70 процентов европейского рынка.
1958 г.: BIC покупает 60 процентов акций компании Уотермен в Нью-Йорке.
1960г.: BIC принадлежат 100 процентов компании Уотермен. BIC продает шариковые ручки в США по 29 — 69 центов.
Что в итоге?:
BIC доминирует на рынке. Паркер, Шеффер и Уотермен, занимают маленькие высококлассные рынки перьевых и дорогих шариковых ручек.
Далее из категории История технологий: "Бедность и богатство Сэмюэля Морзе"