Одна из почитаемых египетских богинь имела кошачью голову, что само по себе имеет мало значения, поскольку множество видов животных было связано с тем или иным божеством. Не все коты были священными животными, но в Бубастисе они могли быть — там находилось главное святилище кошачьеголовой богини. Были найдены мумии кошек; некоторые из них могли быть священными животными, некоторые — любимыми домашними. Красота и грациозность котов, должно быть, была по душе египетским скульпторам, потому что их изваяний весьма много — от совсем маленьких, которые можно было носить как амулет, до больших, почти в натуральную величину. На последних изящное очертание спины, боков и гордой морды выточено очень красиво. Во всех случаях кот выглядит гладким и ухоженным. То, что о них действительно хорошо заботились, мы видим из примеров, которое дает заклинание, предназначенное для удаления яда, когда кошку укусил скорпион. Оно происходит из очень позднего текста и соответствует медицинским предписаниям всех периодов; и, как и большинство египетских медицинских рекомендаций, апеллирует больше к магии: «О Ра, приди к своей дочери, — начинается оно, — которую ужалил скорпион на пустынной дороге! Плач ее достигает небес; внемли, пока совершаешь свой путь! Она воспользовалась своим ртом (т.е. высасывала свою рану), но, увы, яд в ее членах». Ра говорит, что придет на помощь кошке, а затем для пущей уверенности каждая часть тела животного отдается под покровительство соответствующего божества. «О кошка, твоя голова — голова Ра; о кошка, твой нос — нос Тота…» Затем следует более практическая рекомендация о применении жгута.
Да, египтяне должны были любить кошек. Они даже давали имена своим дочерям, означавшие «маленькая кошка» — аналог нашего «котенок». Стоит упомянуть, что египетское слово, означавшее кошку, писалось как «миу». Как именно оно произносилось, каждый любитель котов додумается сам.
Собака была одомашнена очень рано во многих областях земного шара. Когда она появляется на египетских рельефах, существует уже несколько разных пород. Одна из них длинноногая и худощавая, типа борзой, возможно, родственная салукским борзым Африки, которая и ныне используется для охоты. Другая смахивает на короткошерстного терьера, за исключением своеобразного шарика на конце хвоста, который не встречается ни в одной из известных пород и, возможно, представляет собой украшение, сделанное каким-нибудь египетским любителем собак. Самая очаровательная, на мой взгляд, из египетских собак — небольшая самка с изогнутыми ногами, удлиненным телом и продолговатой мордой таксы; уши, однако, отличаются.
Собаки появляются на множестве рисунков и рельефов в качестве домашних животных и помощников в охоте. Однако они не были популярным объектом для скульптуры. Возможно (а может, и нет), это имеет отношение к тому факту, что собаки не обожествлялись — кроме одного конкретного создания, известного как животное Сета. Оно выглядит примерно так же, как борзая, но некоторые детали отличны. Современные любители собак приводят довод, что псы более любящие существа, чем коты. Возможно, египтяне думали так же, по крайней мере, они давали своим собакам имена так же, как и прочим членам семьи. Профессором Дж.М.А.Джонсоном составлен список собачьих имен, и он достаточно длинен, чтобы предположить, что очень много собак имели свои имена — примечательная вещь для Древнего Египта, поскольку имя имело магическое значение. Пожалуй, самая знаменитая собака древности принадлежала известному фараону, жившему в Фивах ранее Среднего царства. Его звали Ваханк; на стеле его гробницы вместе с ним изображены пять собак. Вероятно, он рассчитывал сохранить их для себя в загробной жизни. Под каждым псом подписано его имя. Три из них переведены как Газель, Черный и Поварской котел. Последнее вызывает недоумение, но придумать этому объяснение несложно. Поварские котлы полны пищи, и этот пес, наверное, обладал завидным аппетитом.
Домашними животными были и обезьяны. На нескольких рисунках они изображены угрюмо сидящими под креслом хозяина на том месте, которое обычно занимал семейный кот. Более веселая картинка показывает несколько обезьянок, держащих за руки детей. На одном из моих любимых изображений домашних животных находятся кот, гусь и обезьяна. Обезьяна весело раскачивается на стуле; кот и гусь любовно обнимаются, кошачьи лапы сомкнуты вокруг гусиной шеи. Птица, кажется, сомневается в намерениях своего друга; взгляд ее глаз испуган, и ноги подняты над землей, как будто она пытается взлететь. Мне хотелось бы привести здесь этот рисунок, но какой-то древний вандал уничтожил кошачью голову и испортил изображение. Остались только верхушки ушей и кончики усов. Этого, однако, достаточно, чтобы отмести от кота подозрения, которые могли бы у нас возникнуть в связи с взволнованностью гуся, о том, что кошачьи челюсти погружены в его шею.
Были приручены и многие другие животные. Мы не всегда можем сказать, какие из них были домашними. В эту категорию избранных можно включить коней. Эти животные всегда были довольно редки. Сенмут — фаворит царицы Хатшепсут мумифицировал небольшую кобылу и похоронил ее возле своей гробницы. Он, видимо, был любителем животных, ибо его домашняя обезьянка также похоронена вместе с ним. Нубийские цари времен XXV династии были огромными любителями лошадей. Один из неудачливых египетских начальников, чей город был окружен и покорен основателем нубийской династии Пианхи, едва не лишился головы, когда победитель обнаружил, что кони покоренного правителя очень сильно пострадали во время длительной осады. Пианхи выказал куда больше огорчения по поводу страданий коня, чем кого-либо другого, включая горожан, которые едва не помирали с голоду, и воинов обеих сторон, потерявших множество убитыми и ранеными. Я сама отношусь к любителям животных, но это, по-моему, уже чересчур. Однако для Древнего Египта такие вещи были не редкостью. Вероятно, это единственные животные, которых можно в полной мере назвать домашними. Но я уверена, что дети Древнего Египта играли и с другими животными, особенно с молодняком. Египтяне не знали верблюдов; их тягловой силой был осел. Для еды они разводили коз, свиней и овец всех разновидностей, включая некоторых диких. Были приручены газели и каменные козлы; дети должны были любить молодых животных этих видов. У утят и гусят также должны были быть свои почитатели. Цыплят, однако, не было, кур Египет не знал. "
Пер. с англ. М. Шикова; Худож. Л. Чернышев
Далее из категории Интересные факты: "О мёде из истории"