Москва.
Первый блин комом.
После длительного брожения идеи строительства метро в Москве было принято решение о начале работ. Опытным участком работ был выбран отрезок на улице Русакова, дом 13. В дворе дома по плану начинался тоннель. Для начала работы сюда пришли семь человек. Им были выданы фуфайки, кирки и лопаты. После этого они начали копать. Дело было в декабре 1931 года, и качество работ оставляло желать лучшего. Специальное оборудование отсутствовало. Работа двигалась очень медленно. Так как строительство метрополитена делалось впервые опыта ни у кого не было. В процессе работы осталось большое количество недоделок. А 12 февраля 1932 года произошла авария. Первые метростроители наткнулись на грунтовые воды. Шахта была затоплена. Грунт осел. На ближайших зданиях появились трещины. В итоге стройку пришлось остановить и забросить. Этот первый блин комом так и не стал началом московского метрополитена.
Вождь в метро.
Строительство метро в Москве выявило случаи настоящего трудового героизма среди строителей. В то же время Л.Кагановичем как ответственным за стройку были установлены жёсткие сроки. Недовольные несли суровое наказание вплоть до расстрела.
И вот в феврале 1934 года возможность впервые проехать на метро предоставилась делегатам съезда колхозников. Затем метро снова закрыли и открывали для некоторых важных персон. Например, для лорда хранителя печати Великобритании, ударников труда и пр. Но совершенно неожиданно для всех 22 апреля метро посетил сам вождь народов Сталин вместе со своей свитой Кагановичем, Орджоникидзе и Молотовым. Пассажиры не верили своим глазам и завалили газету «Рабочая Москва» восторженными отзывами.
Стальной червь Брунеля.
В самом начале эры метростроения основными инструментами строителей были кирка и лопата. Это сегодня на вооружении метростроевцев современные технологии и инструменты. Например, используется конструкция под названием «проходческий щит», работа которого похожа на работу стального червя в толще породы. Он тоже оставляет за собой ровный прямой ход.
Кто же придумал эту конструкцию? Изобрёл стального червя англичанин Марк Брунель. В своё время он служил во флоте и пригляделся к работе обычного корабельного червя. Его голова была увенчана крепкой раковиной, благодаря которой он оставлял прямые и ровные ходы в деревянной обшивке корабля.
Не исключено, что первое использование этой машины могло быть в Санкт-Петербурге. Император Александр I предложил Брунелю построить тоннель по Невой. Но, сожалению, этому проекту не суждено было осуществиться. Было решено вместо тоннеля построить на этом месте мост. А Брунель позднее построил первый тоннель под Темзой.
«Драгоценные» инструменты и материалы.
Сегодня тоннели метро прокладываются в настолько сложных условиях, что первым метростроителям и не снилось. Это и неустойчивые грунты, и твёрдые породы. Для этого у строителей появились современные материалы и инструменты. Помимо бетона высокой прочности используется арматура 35гс, в которой повышенное содержание элементов углерода и марганца. То есть это и высокая прочность и пластичность одновременно. В условиях высокой влажности также важно устойчивость этого материала к коррозии. На сегодняшний день для создания инструментов используются даже нанотехнологии. Для проходческого щита применяются алмазные свёрла, жала и фрезы.
Известно, что проходческие комплексы работают в два этапа. Сначала буравят грунт, а затем обделывают стенки тоннеля, укрепляя и гидроизолируя их. Средняя скорость продвижения современного комплекса около 10 метров сутки.
Интересно, по пожеланию основателя передовой фирмы производящей эти проходческие комплексы Ричарда Ловата все машины носят женские имена. Возможно это связано с покровительницей подземных работ святой Барбарой. К примеру, в в Москве трудятся «Полина», «Клавдия», «Ольга» и «Катюша».
Продолжение здесь…
Далее из категории Интересные факты: "Метро. Призраки и смотрители."