Трудности этого путешествия не помешали ученому вести большую исследовательскую работу. В пустынях и горах открытого им колоссального горного хребта Алтын-тага, где морозы доходили до 27 градусов, Пржевальский регулярно заносил в дневник метеорологические, этнографические, зоологические и астрономические наблюдения, делал описание собранных птиц, образцов горных пород, яиц, моллюсков и т. д. Громкая слава и материальная обеспеченность — ничто не могло удержать Пржевальского на месте. Составив отчет о своем втором путешествии по Центральной Азии, Николай Михайлович в начале 1879 года отправился в новую экспедицию. На этот раз его отряд был более многочисленным и имел в своем распоряжении больше средств. Из Зайсана караван взял направление на известный с глубокой древности оазис Хами, затем в Са-Чжеу и Наньшань и далее в Тибет. Здесь на путешественников обрушились свирепые бури с градом и снегом. Резкие изменения температуры, разреженный воздух — все это делало путешествие очень трудным.
Обратный путь экспедиции лежал через горы Няньшань, озеро Куку-нор, Гоби, Ургу и Кяхту. Важнейшим итогом этой экспедиции явились ценные коллекции, новые географические открытия, интереснейшие наблюдения. В 1883 году вышла книга Пржевальского «Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки», где он описал свое третье путешествие в Центральную Азию. Эта книга имела огромный успех.
Когда Пржевальский совершил свое четвертое путешествие по Центральной Азии, ему было 45 лет. За два года экспедиция прошла 7 815 километров. Главную задачу этого путешествия Пржевальский видел в исследовании истоков Хуанхэ, изучении Кашгарии, Алтын-тага и северной части Тибетского плато. Это путешествие дало географической науке чрезвычайно богатый материал. Итоги экспедиции Пржевальский изложил в книге «От Кяхты на истоки Желтой реки, исследование северной окраины Тибета и путь через Лоб-нор по бассейну Тарима», которую он закончил в марте 1888 года. В апреле Пржевальский получил разрешение и средства на новую экспедицию в Лхасу. В дневнике он писал: «…Радость великая! Опять впереди — свобода и дело по душе… Но для успеха его необходимо прежнее счастье, которое да не отвернется и ныне от меня…»
Однако дальше Каракола (ныне Пржевальск) уехать Николаю Михайловичу не удалось: он заболел тифом.
1 ноября 1888 года всемирно известного географа не стало. Незадолго до своей кончины Пржевальский попросил своих друзей: «Похороните меня непременно на Иссык-куле, на берегу… Надпись просто: путешественник Пржевальский. Положить в гроб в моей экспедиционной одежде…»
…Там, где много лет назад на центрально-азиатских просторах караваны Пржевальского прокладывали первые тропы, расцвела новая жизнь. Она пришла на берега Тарима, в горы Тибета и степи Монголии. Среди скалистых ущелий и знойных песков, преодоление которых стоило огромных усилий во времена Пржевальского, сейчас проложены прекрасные дороги, связывающие узами дружбы народы Китая, Монголии и России. И тысячи исследователей из социалистических стран, изучая отдаленные районы, продолжают славные традиции русских ученых, одним из которых был выдающийся путешественник Н. М. Пржевальский.
Далее из категории Интересные факты: "Из истории культурных растений"