Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Год 1710 (2)

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
"Опыт истории российского флота"

Предыдущая страница

 Впрочем, и число корабельного флота было незначительно: кроме мелких судов не было ни одного корабля, хотя Петербургская, Новоладожская и Олонецкая верфи готовили несколько кораблей небольшого размера; а Архангельская спустила два фрегата и транспорт, назначенные для отправления в Балтийское море под командою капитана Рейса; велено было суда сии снабдить нанятыми с весенних иностранных кораблей матросами, которых, если не пойдут добровольно, взять силою, уверив, что чрез год будут отпущены. Вместо же их велено было дать по одному русскому или и по два; недостающее же количество в команде пополнить русскими, преимущественно из промышленников, бывавших за тюленьим и другими промыслами. Равным образом везде, где только производилось строение, велено собирать леса и строить суда различной величины.

15 марта Апраксин выступил на финляндский берег и, следуя вдоль оного, перешел Выборгский залив и занял позицию при Хеталла, откуда мог препятствовать сообщению Либекера, оставившего только 4000 гарнизону в крепости и ушедшего внутрь Финляндии для зимовки.

Велено было открыть траншеи, но гололедица и каменный грунт замедлили работы; однако же с помощью мешков, набитых шерстью, довели их до берега пролива, соединяющего озеро Суомен-Селк с Выборгским заливом. 1 апреля открыли огонь, но так как осадная артиллерия, не могшая быть привезена по льду, осталась до прибытия транспортов с Петром, то небольшое количество малых орудий не могли сделать никакого вреда неприятелю. Хотя вылазки, делаемые из крепости, были удачно отражены, но недостаток снарядов, а более провианту, которого взято было налегке и ожидаемого с транспортом, задержанным поздним льдом, поставили осаждающих в затруднительное положение до такой степени, что Апраксин почти был в необходимости снять осаду.

Как скоро вскрылась Нева, провиантские парусные суда и галеры с 10000 войска вышли из Петербурга к Кроншлоту, и 29-го числа отправлены оттуда шнявы «Дегас» и «Феникс» до Березовых островов для обозрения моря, свободного ото льда, и опознания неприятеля; на другой день отправился и флот, но в 26 верстах от Кроншлота встретили их шнявы и объявили, что к Березовым островам проход за льдом вовсе невозможен. Вследствие сего донесения Петр отправился на своей шняве «Лизете» вперед, ко едва не был раздавлен льдом и, чрез сяду пробившись до урочища Курома, в 6 итальянских милях от Березовых островов стал на якорь невдалеке от Боцисова флота, следовавшего за ним и ставшего также за льдом под берегом. Вскоре туда же пришел и Крюйс со своею эскадрою. Таким образом, расположенный флот застала ночь, хотя тихая, но туманная. По рассвете увидели к общему неудовольствию, что галеры при О-вом ветре отнесло льдом от берега и отделило их от прочего флота. Почему на совете положено было двум самым большим судам — 34-пушечному фрегату «Думкрату» под командой капитана Вилимовского и бомбардирскому о 14 пушках и 2 мортирах кораблю под командою капитана Валронда пробиться одному за другим сквозь лед и вывести галеры. Оба сии судна, вступя под все паруса, врезались в мягкий весенний лед и с большими усилиями достигли до галер, взяли оба на буксир первую галеру, за которою по очереди цеплялись другие, и таким образом выбуксировали их полым местом в соединение с прочим флотом безвредно; только три струга провиантских разломало при сем случае напиравшим льдом.

Продолжение рукописи на этой странице…

Далее из категории Интересные факты: ""