Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Архив "Исторических интересностей" » Просто факты

Лучшие фильмы всех времен
10 Август 2013, 17:41
В период подготовки Всемирной выставки 1958 года и Брюсселе специальное жюри обратилось к 117 критикам и историкам всего мира с просьбой назвать «лучшие фильмы всех времен»., После обработки поступивших ответов выявились 12 лучших—наиболее часто упоминавшихся кинокартин. Список возглавил «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, намного (почти на 40 голосов) оторвавшись от следующего «призера» — «Золотой лихорадки» Чарльза Чаплина.

Быть может, термин «лучшие фильмы» не совсем научен: такие категории, как «хороший», «плохой», «замечательный», «ужасный», подходят скорее для бытовых оценок, чем для искусствознания. Однако брюссельское голосование безусловно определило самые необходимые, самые важные в истории кинофильмы — такие, без которых невозможно представить себе развитие кино как искусства.

Все историки кино считают своим долгом подробно рассказать об удивительном рождении «Броненосца». С удовольствием или изумлением описывают они целый сонм случайностей сопровождавших постановку. Фильм не был плодом многолетних размышлении: он снимался по заказу Комиссии ЦИК CCCР готовившей юбилейные торжества в честь 20-летия революции 1905 года. И заказан был вовсе не фильм о восстании на броненосце «Князь Потемкин Таврический», а, эпопея, призванная отразить все многообразие событий первой русской революции. Сценарий «1905 год», написанный молодой сценаристкой, но опытной подпольщицей Ниной Фердинандовной Агаджановой-Шутко при активном участии 27-летнего режиссера Сергея Эйзенштейна, вместил в себя крестьянские бунты и русско-японскую войну, волнение в армии и черносотенные погромы, питерские демонстрации и московские баррикады. Материала хватило бы на добрую дюжину фильмов. Но то ли по неопытности то ли по наивности режиссер вознамерился перенести все это на экран, да еще к жестко поставленному сроку — декабрю 1925 года. Съемки начинались в июне… Довольно скоро стала очевидной необъятность сценария. К тому же кинотехника того времени требовала яркого освещения, а в северных районах страны — в Ленинграде, в Москве, в Иванове — солнце часто подводило. Солнце было на юге, на юге была Одесская кинофабрика, а в сценарии был небольшой — на полторы страницы эпизод восстания матросов «Потемкина», стоявшего в Тендровской бухте близ Одессы...
 




Придумывали даже легенды. По одной из них, замысел знаменитого эпизода — расстрела на одесской лестнице появился якобы случайно, при виде вишневых к
осточек прыгающих по ступеням. По другой,— группа Эйзенштейна снимала не ведая, что творит, и самый совершенный по построению фильм «нечаянно», по наитию сложился на монтажном столе.

Случайности, случайности... Случайностью может показаться даже то, что одним из самых блестящих выразителей революционного подъема в нашей стране оказался именно он, сын: архитектора, «мальчик пай» из Риги, совсем недавно получавший «отлично» по закону божьему и готовившийся как будто пойти по стопам благополучного папеньки.

На самом деле в послушном сыне и примерном реалисте Сергее Эйзенштейне формировался сложный и напряженный духовный мир бунтаря и первооткрывателя. В семилетнем возрасте он стал свидетелем жестокого разгрома демонстрации на улицах Риги: шел тот самый 1905 год, который в памяти будущих поколений навсегда свяжется с его «Потемкиным». Чудом попавшая в дом отца книга о Парижской коммуне за-крепит и углубит это потрясение, даст ощущение приобщённости к законам истории. Всё более осознаваемый протест против деспотизма отца начнет перерастать в ненависть ко всяческой тирании. Двадцатый век с его доминирующим процессом — освободительной борьбой народа — властно крушил не только крепости старого социального уклада, но и бастионы старого сознания. Революция помогла Эйзенштейну решительно порвать с прошлым. «Через революцию — к искусству, через искусство — к революции» — такова формула, выведенная Эйзенштейном для закономерности своего пути к «Потемкину».

Если проследить географию и хронологию движения «Броненосца», история фильма предстанет в новом свете. В 1926 году он ураганом пронесся по Германии, вызвав мощную волну общественного движения. Трижды немецкая цензура пыталась сорвать демонстранта фильма — трижды прогрессивные силы отстаивали его. Во Франции и в Англии, в Польше и Скандинавии он был запрещен, в. США и Голландии показан в изуродованном виде. Но даже изрезанным вариант вызвал восстание на голландском крейсере «Семь провинций». В 1937 году «Потемкин» собирал средства в помощь Испанской республике. В 1946 году его смотрят Италия и Восточная Европа, освобожденная от фашизма. В 1956-м он проникает в пески Сахары, в 1966-м после упорной борьбы специально созданного «Общества за прокат «Броненосца «Потемкина» выходит на экраны Японии.

В своем неодолимом воздействии фильм покорял даже людей, враждебных его идейному заряду. Лион Фейхтвангер в романе «Успех» замечательно описал это невольное подчинение «Броненосцу» матерого фашиста, министра Баварии Кленка. Недавно опубликованная переписка реальных прототипов Кленка — германских министров — подтверждает эту полу вымышленную ситуацию. Это было не просто восхищение мастерством режиссера, это было изумленное признание правоты фильма, его логики, которая была в то же время логикой истории.

Н. Клейман, научный сотрудник  « Госфильмофонда» СССР.


Добавил: ivanov | | Теги: Потёмкин
Просмотров: 829 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017