Ответственная задача освоения полюса была возложена на четвертую советскую антарктическую экспедицию, находящуюся на шестом континенте. Готовясь к выполнению этого задания, участники экспедиции взяли с собой специальное оборудование, приборы, мощные тягачи марки «Харьковчанка».
И вот 27 сентября 1959 года из Мирного по направлению к станции Комсомольская вышел экспедиционный поезд в составе пяти тяжелых гусеничных тягачей, тянувших на прицепе семь груженых саней.
6 ноября поезд в составе трех «Харьковчанок» и двух тягачей, имеющих на прицепе 10 саней, вышел из Комсомольской по направлению к станции Восток, расположенной в районе Южного геомагнитного полюса. Общий вес поезда превышал 400 тонн.
Поход был тяжким. Ощущался недостаток кислорода, так как высота местности в этом районе превышает 3 500 метров над уровнем моря. В сыпучем снегу проваливались тягачи и сани, часто рвались гусеницы. Ремонт тягачей приходилось осуществлять на морозе в 50 градусов. Однако, несмотря на тяжелые условия, проводились регулярные научные исследования. Через каждые 100—200 метров делались длительные остановки для выполнения комплексных наблюдений. Участники экспедиции проводили гляциологические, гравиметрические, магнитные и метеорологические съемки. С помощью сейсмического зондирования определяли толщину материкового льда.
Восемнадцать дней шел поезд по маршруту протяженностью в 1 280 километров. Приходилось продвигаться по неизвестной местности вдоль восточной границы плато Советского, там, где еще никогда не ступала нога человека. Путь лежал по равной снежной поверхности, покрытой застругами высотою до полуметра. Местами появлялись целые районы сыпучего снега, покрытого тонкой твердой коркой. Облегчением было прекращение сильных морозов: погода стояла тихая, малооблачная; температура воздуха колебалась от 32 до 30 градусов мороза.
Наконец, 8 декабря, в полдень, на горизонте показались радиомачты станции «Амундсен—Скотт». В 12 часов 15 минут участники экспедиции вступили на территорию станции. Американские полярники сердечно приветствовали гостей.
На следующий день советские ученые приступили к исследованиям Южного полюса. Американцы любезно предоставили в их распоряжение лаборатории и материалы своих наблюдений. В двух километрах от станции советские ученые пробурили 50-метровую скважину. Сейсмическое зондирование ледяного купола показало, что коренные пароды расположены здесь подо льдом, на глубине 2 800 метров, то есть точно на уровне океана. Были проведены гравиметрические, магнитные и гляциологические исследования. Днем 28 декабря советско-американские полярники отправились на «Харьковчанке» к точке Южного полюса. На установленных здесь двух высоких мачтах, огороженных своеобразным барьером из металлических бочек, руководители обеих экспедиций А. Дралкин и доктор Дюбей одновременно подняли государственные флаги СССР и США. После этого была проведена церемония «кругосветного путешествия»: в течение 15 минут участники экспедиции пересекли все меридианы, сходящиеся в точке Южного полюса. В небольшой деревянной будке установили металлический цилиндр. В нем поместили газеты и письма, которые должны быть прочитаны в 2000 году.
Путешествие на полюс закончено. 29 декабря, в 19 часов, участники экспедиции отправились в обратный путь и 8 января 1960 года, в 7 часов 30 минут утра по московскому времени, вернулись на станцию Восток.
Проводилась и обработка сделанных наблюдений. В результате научных исследований, выполненных участниками этого похода и их предшественниками, создан меридианный разрез ледяного покрова Антарктиды от Мирного до Южного полюса протяженностью в 2700 километров.
Далее из категории Интересные факты: "Исторические факты о еде"