Ранее из категории Интересные факты: ""

Олимпия. традиция и современность (2)

Предыдущая страница

Высшие судьи на играх назывались по-гречески «элланодикай» — буквально «высшее слово», — именно они провозглашали «экехейриа» — всеобщее и обязательное перемирие, которое продолжалось не менее трех месяцев. Оно давало возможность всем эллинам без страха посетить Олимпию, где они могли не только участвовать в соревнованиях, но и послушать песни рапсодов и творения поэтов. В 476 году до Р. X. собравшиеся внимали Фемистоклу, победителю персов при Саламине. Эта победа явилась своеобразным «реваншем» за сожженные Афины. Воодушевление, как свидетельствует Плутарх, было настолько велико, что толпы забыли об атлетах, и соревнования пришлось перенести на следующий день.
Пелопоннесские раскопки, начатые в апреле 1829 года, позволили открыть величественный храмовый и спортивный комплекс (http://del-fit.ru/balashiha/), в состав которого входили огромный «гимназион» (открытый двор для занятий борьбой, обнесенный портиками), мастерская Фидия, бани, гостевой дом «леонидайон», а также некоторые другие сооружения. Это, так сказать, «гражданская часть» Олимпии.
Почти такую же площадь занимала священная часть с храмами. От одного из алтарей Зевса начинался первый стадион, который затем — в связи со строительством огромного ипподрома — был сдвинут к северу.

Вход на стадион представлял собой каменный коридор с полукруглым сводом. Этот проход носил название «крипт?» (от греч. «криптос» — крытый, скрытый). Атлеты проходили мимо поставленных в ряд статуй Зевса. У северной трибуны стадиона находился алтарь богини плодородия Деметры. Судьи располагались на южной трибуне.
Ипподром имел строго овальную форму, а место старта колесниц было выделено в особый прямоугольник. Провожал соревнующихся орел, символ Зевса, а финишный створ фиксировал каменный столб — Гипподамеи. Такой же столб стоял и в дальнем конце ипподрома. Колесницы должны были сделать 8—12 кругов. Древние авторы сообщают, что в гонках принимали участие иногда до 40 колесниц. Победить мог только профессионал. Поэтому нет ничего удивительного в том, что древние города Элис, Сиракузы, Афины и Эфес предлагали атлетам полное содержание и возмещение за травмы при выступлениях на играх. Победителей чествовали более пышно, чем царей и триумфаторов.

В 708 году до Р.Х. был введен «пентатлон», или пятиборье: прыжки в длину, метание копья, диска, бег в доспехах и борьба. В музее Олимпии хранится камень весом 143 кг (!) с выбитой на нем надписью: «Бибон, сын Фориса, поднял зтот камень над головой и метнул его». Как видим, олимпийские чемпионы и тогда не чуждались рекламы.
В Олимпии, как и в Дельфах, были воздвигнуты собственные алтари. Уже в 600 году до Р.Х. появился первый храм, посвященный Гере, супруге Зевса. Там же совершались и жертвоприношения Зевсу. Затем появились алтарь Зевса, могила Пелопса и Гипподамейон. Храм бога-громовержца построили лишь в 457 году до Р.Х. До нас дошло даже имя его архитектора — Либон.
Это был самый большой храм такого рода в материковой Греции. Размеры здания — 27×64 метра! Украшал его великий Фидий, который прибыл в Олимпию после завершения афинского Акрополя. Здесь он создал одну из самых известных статуй Зевса — двенадцатиметровой высоты, украшенную слоновой костью и золотом.

В ходе раскопок были найдены даже глиняные формы, в которых отливалось золото, покрывавшее тонким слоем плащ Зевса. А на одном из черепков винного кувшина археологи нашли надпись— «Я принадлежу Фидию»!

Греческий путешественник Павсаний, посетивший Олимпию во 11 веке до Р.Х., оставил описание саркофага из кедрового дерева, который находился в храме Геры и содержал приношения Кипселидая, печально знаменитого тирана Коринфа, правившего этим городом в самом начале VI века до Р. X. К великому сожалению, саркофаг, как и статуя Зевса. не сохранился. В 393 году христианский правитель Константинополя Феодосий I Великий, посмотрев Олимпийские игры, издал декрет, запретивший дальнейшее их проведение.

Античные языческие храмы были разграблены, статуя Зевса вывезена в Константинополь, где и сгорела в одном из дворцовых пожаров.
Обычно Феодосия упрекают в том, что он нанес смертельный удар античному олимпизму, исходя из превратно 1рактуемых христианских постулатов, запрещавших, в частности, обнажение тела. Однако на это можно возразить: еще в конце V — начале VI веков в Равенне (что на Адриатическом побережье северо-восточной Италии) найдена мозаика с изображением крещения Иисуса Христа в священных водах Иордана. Это было, повторяем, как минимум через сто лет после Феодосия.
Поэтому, может быть, следует прислушаться к другим источникам, которые утверждают, что император Феодосий был поражен степенью коррупции, царившей на играх того времени. Именно поэтому он и повелел прекратить их. А Олимпия была разрушена не им. Кровли храмов и их колонны обрушились уже в VI веке, когда Пелопоннес содрогнулся от ужасного землетрясения, оставившего после себя вторые Помпеи (только что не погребенные под вулканической лавой и пеплом).

Но как это зачастую бывает, чрезвычайно велика роль личности в истории. Именно этому человеку мы благодарны за возрождение олимпийских игр. Как уже говорилось, возродил Олимпийские игры французский барон Пьер де Кубертен (1863—1937) — отпрыск старинного рода, аристократ, всю жизнь называвший себя республиканцем. Для завершения образования он посетил Англию и Америку, которые произвели на него огромное впечатление. В 1893 году в Принстоне, что на полпути между Филадельфией и Нью-Йорком, Кубертен познакомился с профессором Уильямом Слоуном (1850—1928), сторонником чистого «аматеризма», то есть любительства в спорте, который, как считал профессор, должен служить укреплению духа и тела.

Продолжение

Далее из категории Интересные факты: ""