Норский посад на Волге, верстах в 12 выше Ярославля, с 3 церквами. Близ него на самом берегу Волги находится с 1859 года обширная бумаго-прядильная фабрика товарищества Норской мануфактуры. В XVI веке посад был ловецкой слободой, а в царствование Михаила Феодоровича, будучи дворцовой слободой, был обложен натуральной рыбной повинностью. Рыбный промысел упал здесь всего лет 50 назад, а жители занялись гвоздарным промыслом.
Между Норским посадом и Ярославлем расположен Толгский мужской монастырь на Волге, об основании которого предание рассказывает так. В 1314 году ярославский епископ Трифон возвращался с Белоозера. Ночь застигла его против того места, где стоит теперь монастырь; он вышел из лодки, велел раскинуть шатер на пустынном пригорке и заснул. Ночью разбудил его свет, который казался огненным столбом на противоположном левом берегу Волги; через Волгу же он увидел мост, протянувшийся до самого столба.
Взявши свой жезл, Трифон направился по этому призрачному мосту на ту сторону реки. Здесь он увидал, что свет исходил от иконы Богоматери висевшей в воздухе так, что ее нельзя было достать руками. Помолившись, Трифон возвратился на ночлег и утром собрался в путь. Свита его искала архиерейского жезла и не нашла. Отправившись за ним на другой берег Волги, нашли они образ Богоматери, стоявший на земле между деревьями, и подле нее забытый жезл. Начали рубить лес, очищать место, заготовлять бревна. Быстро дошла весть до Ярославля; оттуда явилась толпа народа и принялась за работу; к полудню деревянная «обыденка»—церковь была готова, а к вечеру освящена. Это было 8 августа: в этот день установлено празднование явления иконы и решено быть тут монастырю. Благодаря соседству богатого Ярославля, монастырь расширился, украсился храмами и обнесен высокою каменною стеною. Весною в половодье монастырь затопляется; на воротах сохраняются отметки о высоте воды, по которым видно, что она поднималась у ворот нередко выше человеческого роста. При монастыре сохраняется чудная кедровая роща. 8, 9 и 10 августа ежегодно собираются в монастырь десятки тысяч народа из окрестных городов, сел и деревень и здесь совершается народное гулянье. Толгский монастырь имеет свою пристань, на которой во время остановок пароходов служатся молебны.
Село Курба, в 25 верстах от Ярославля, было уделом знаменитых князей Курбских; дед князя Андрея Курбского совершил первый поход в Сибирь, которая тогда была еще независима от России. В настоящее время Курба является значительным торговым пунктом, куда окрестные крестьяне привозят для продажи рожь, овес, лен, кудель и льняное семя- оживленную торговлю ведет это село в Ярославлем, откуда получает муку, крупу, соль и другие предметы жизненной необходимости. Верстах в 10 от Курбы лежит село Ширенье с историческим Шеренским лесом и пустошью «Васили», где, по преданию, был замучен татарами ростовский князь Василько после битвы на р. Сити.
Село Бурмакино, на реке Туношенке, около 1000 жит., представляет крупный льняной рынок и центр кустарного кузнечно-слесарного производства. Изделий здесь и в окружающих селениях выделывается ежегодно до 100 тыс. пудов; в волости кустарными промыслами занято до 400 человек. Неподалеку от Бурмакина стоит село Троицкое, церковь которого построена в XVII веке, с секретным вверху отделением на случай неприятельских набегов.
Деево — Городище, старинное многолюдное с хорошими постройками село, бывшая вотчина князей Деевых, расположено в 18 верстах от Ярославля на левом берегу Волги. Название села объясняется тем, что в старину здесь было устроено земляное укрепление или городище. По преданию, близ городища были поместья боярина Федора Колычева, который, уйдя в монахи под именем Филиппа, сделался впоследствии знаменитым московским митрополитом, не боявшимся говорить правду в глаза самому И. В. Грозному; затем это село перешло во владение Троице-Сергиевой лавры. В селе происходит довольно значительная торговля дровами и лесом; окрестные жители привозят сюда в большом количестве картофель для завода Понизовкина. (См. Даниловский уезд).
С селами Грешнево (в 22 вер. от Ярославля по луговой дороге к Костроме) и Карабиха (в 15 вер. по Ростов. шоссе) связаны воспоминания о поэте Н. А. Некрасове; в первом он провел свое детство, а второе, приобретенное им в 60-ых годах, он часто посещал, заезжая при этом и в Ярославль. Близ Карабихи, между дер. Темерево и погостом Железный Борок, заметно до 200 курганов, поросших молодым лесом; это могилы убитых в сражении, происходившем между московскими и галичскими войсками в 1435 году. Верстах в 12 от Ярославля, на правом берегу Волги, находится село Сопелки, которое при-обрело известность тем, что отсюда распространилась раскольничья секта бегунов или странников; основателем ее считается беглый солдат Евфимий.
Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский
файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)
сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)
Далее из категории Ярославская губерния: "Ростовский уезд"