Изыскания Лачинова опубликованы им в первом томе журнала «Электричество» в 1880 г. в статье «Электромеханическая работа». Депре и Фрелих о своих исследованиях доложили I Международному электрическому конгрессу в Париже в 1881 г.
Теоретические изыскания Лачинова, Фрелиха и Депре были весьма существенны, однако их надо было подтвердить экспериментально, т. е. на опыте показать, что имеется реальная возможность передавать энергию на большие, до того времени не виданные расстояния, и притом без больших потерь. Депре удалось и практически показать, что передача электрической энергии на большие расстояния возможна.
Осуществив свои теоретические исследования и получив высокую оценку Парижской Академии Наук, членом которой он состоял, Депре приступил к экспериментальному их доказательству в больших размерах, в 1882 г. на Международной электрической выставке в Мюнхене он демонстрировал передачу на расстояние 57 км. Это была знаменитая Мисбах-Мюнхенская линия передачи. По железным проводам Депре передавал энергию от силовой установки весьма скромных размеров: мощность генератора была около одной лошадиной силы, коэффициент полезного действия этой передачи не превышал 65%, и все же этот результат был поистине ошеломляющим. Все прекрасно понимали, что начальные показатели не являются предельными и что дальнейшие изыскания обещают большие успехи.
Опыты Депре вызвали сенсацию во всем мире, и о них заговорила мировая печать. Во французском журнале «La Lumiere electrique» в отчете о Мюнхенской выставке читаем следующее: «Комиссии экспертов было продемонстрировано наиболее важное из всего того, что было на выставке, а именно — опыт передачи мощности на большое расстояние при помощи машин, осуществленный М. Депре. Гидравлический двигатель и генератор были расположены в Мисбахе на расстоянии около 60 км от Мюнхена. Вторая машина —двигатель — находилась в Мюнхене; обе машины были соединены друг с другом при помощи двух телеграфных проводов. Опыт, который предполагалось произвести, вызывал недоверие среди членов комиссии. Сомнение относительно предстоящего опыта еще более усиливалось тем, что рядом с французской установкой нюрнбергский инженер Шуккерт передавал при помощи своих машин небольшую мощность всего на 5 км. Поэтому Жуль Сарена, организовавший упомянутый опыт под руководством Депре, вызвал настоящий триумф, когда, после того как цепь была замкнута, на тормозах машины в Мюнхене можно было располагать работой в 38 килограммометров.
Этот замечательный результат уже сам по себе был достаточен, чтобы придать огромный интерес Мюнхенской выставке: ничего подобного
Париж не мот дать своим посетителям в предшествовавшем году. Члены комиссии признали, что в области электричества не было получено столь же важного результата с момента изобретения телефона. Один из членов комиссии считал, что успех этот «может произвести революционизирующее действие…» Итак, Мюнхенской выставке принадлежит честь показа замечательных опытов Депре и, следовательно, блестящих результатов окончательного решения вопроса об электрической передаче мощности на большое расстояние. В этом опыте есть нечто величественное, и, хотя мы уже привыкли к сюрпризам электричества, мы все же были настоящим образом взволнованы. Предлагаемая Марселем Депре теория передачи энергии так ясно и так хорошо согласуется с элементарными представлениями об электричестве, что против нее ничего нельзя возразить. Но теория должна считаться с практикой, не всегда оправдывающей смелые идеи, а в смелости идей. Депре нельзя отказать. Опыты эти — безусловно самые чудесные из всего того, что приходилось видеть, и не надо обладать чересчур большим воображением, чтобы понять все сразу осуществляемые возможности применения, которые отсюда вытекают».
Как ни замечательны были опыты Депре, они не имели еще промышленного значения. Потребовалось около десяти лет, в течение которых новые исследования подготовили почву для создания линий электропередач промышленного типа. Это случилось тогда, когда электрическая практика перешла к использованию переменного тока.
Тем не менее Депре бесспорно стоит у колыбели современной электрификации. Все передовые ученые расценивали труды Депре как важнейшую победу научно-технической мысли, открывающую новое поле деятельности для ученых- изобретателей, работающих над вопросами прикладного естествознания. Но никто из представителей естественно-научного и технического мира не шел дальше весьма узко формулированных практических выводов. Социальный смысл, который содержался в этом крупнейшем достижении техники XIX в., представлялся им в весьма наивной форме. Наиболее демократически настроенные техники с восторгом писали, что новая энергетика положит предел безудержной концентрации промышленности, и маломощные предприятия смогут, наконец, устоять перед неизбежным до того пожиранием их крупным капиталом. Интеллигенции рисовалась идиллическая картина крестьян-рабочих, которые на основе использования дешевой, вполне доступной для них электроэнергии смогут, оставаясь на лоне природы, удачно сочетать земледельческий труд с промышленным.
Продолжение на следующей странице
Далее из категории История технологий: "Первые опыты передачи электрической энергии — 4"