Ранее из категории История технологий: ""

Первые опыты передачи электрической энергии — 2

После этого опыта в научно-технической литературе началось оживленное обсуждение давно назревшей проблемы электрической передачи энергии. Наиболее дальновидные техники уже тогда понимали, что речь идет о необычайно важном нововведении, влекущем за собой исключительные экономические выгоды. Было ясно, что новый принцип передачи энергии даст возможность воспользоваться там и энергетическими ресурсами, которые до того оставались без употребления.
Вот что, например, писал еще в 1875 г. французский электротехник Ниодэ-Бреге: «Эта идея (передача энергии) должна быть осуществлена, так как она действительно представляет возможность использования силы многочисленных горных водопадов на большом от них расстояния: она также дает возможность использовать вдали от берегов силу прибоя и т. д. Перенести промышленность туда, где имеются эти естественные силы,— задача не из легких; по всей вероятности, переброс этих доныне не использованных сил представлял бы гораздо меньшие трудности. Возможны непредвиденные затруднения, однако можно с уверенностью сказать, что осуществление этих идей повлечет за собой серьезные последствия в промышленно-экономической жизни. Рискуя показаться чрезвычайно самоуверенным и мечтателем, я все же остаюсь при сделанных мной предсказаниях».

Электромобиль начала XX века

Подобных высказываний в прессе того времени не мало. Все авторы, писавшие на эту тему, неизменно указывают на неслыханное расширение энергетического базиса промышленности. Вопрос дебатируется не только в печати, но становится предметом публичных выступлений. В этом отношении характерна публичная лекция известного английского электротехника проф. Айртона, прочитанная им в 1879 г. в г. Шеффильде. «Не странно ли видеть, — говорит Айртон,— что мы с величайшими усилиями добываем из недр земли минеральное топливо и в то же время почти не пользуемся гигантскими даровыми силами природы? Один Ниагарский водопад производит при своем падении такую работу, как все паровые машины всего мира, вместе взятые. Нет ничего невозможного в переброске части этой силы на расстояние сотен верст в большие центры промышленности. Шеффильд мог бы воспользоваться как источником силы водами, падающими с окружающих его холмов. Но допустим, что почему-либо это оказалось бы неудобным или что дело идет о такой местности, где не имеется поблизости текучей воды; можно сказать, что и в этом случае электрическая передача энергии весьма выгодна.»

Русский журнал «ЭлектричествоРусский журнал «Электричество», помещая отчет о выступлении Айртона, отмечал: «Идея проф. Айртона может быть применена ко всякому большому городу. Электричество может быть проведено из центрального депо в различные мастерские и в частные дома по подземным кабелям. Таким образом, электрическая сила будет распространяться подобно воде и газу. Разумеется, при этом явится необходимость в регулирующих и контрольных приборах, измеряющих количество потребляемого электричества, которых пока не существует, но которые, несомненно, будут изобретены, когда появится спрос на них».
Разумеется, что к концу 70-х годов разрешение проблемы электрической передачи энергии требовало не только изобретения необходимой электроизмерительной аппаратуры. Предстояло решить принципиальный вопрос о возможности экономически эффективной передачи электрической энергии на большие расстояния. В то время электротехническая практика имела дело только с постоянным током, и опыты проводились с динамо-машинами в современном смысле слова, т. е. с машинами постоянного тока. Требовалось что-то новое, а кабель под старину Фонтэна и различные безуспешные опыты не могли увеличить расстояние передачи дальше сотен метров.
К началу 80-х годов было уже ясно, что для экономически выгодной передачи электрической энергий на расстояние необходимо либо увеличивать толщину проводов, по которым передается энергия, либо увеличивать напряжение. Но уже в самом начале первый способ, которым пользовался француз Морис Леви, оказался несостоятельным: увеличивать толщину провода пропорционально увеличению расстояния, на которое передается энергия, разумеется, нет никакой возможности, и способ этот был тотчас же оставлен.
Оставалось искать решение вопроса в применении второго способа. Научная его разработка принадлежит трем ученым — Лачинову (1842— 1902), Марселю Депре и Фрелиху.

Продолжение на следующей странице

Далее из категории История технологий: ""