«У них был обычай прежде и еще недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи… Бросали также многие другие вещи из дорогих камней и предметы, которые считали ценными. И если в эту страну попадало золото, большую часть его должен был получить этот колодец, из-за благоговения, которое испытывают к нему индейцы»
Эти слова написанные почти четыре столетия назад испанским епископом Диего де Ландом, долгое время волновали археологов и искателей сокровищ. Речь шла не о каких-нибудь таинственных или неведомых землях, а о совершенно определенном и хорошо известном месте — Колодце Жертв из майяского города Чичен-Ица, на Юкатане, в Мексике. И только препятствия, выставленные самой природой,— цепи каменистых холмов, густой колючий кустарник, невыносимая жара и почти полное отсутствие воды — преграждали путь к добыче авантюристам, рискнувшим отправиться к развалинам древнего города.
Полуостров Юкатан — это плоская, известковая равнина, где нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Лишь естественные очень немногочисленные колодцы (это глубокие провалы в известковых пластах) хранят влагу на выжженной земле. Майя называли эти колодцы сенотами.
Там, где были сеноты, еще в глубокой древности возникали и развивались важные центры своеобразной культуры индейцев майя. Место, на котором в начале VI века нашей эры возник город Чичен-Ица, особенно благоприятно. Здесь безводную равнину Юкатана прорезали два больших колодца, расположенных на расстоянии полумили друг от друга. Само название «Чичен-Ица» навсегда увековечило это: «чи» на языке майя означает «устье», «чен»—«колодец», а «ица» — имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле. «Устье колодцев Ицев» — вот дословный перевод названия города.
Один из колодцев Чичен- Ицы был известен у местных жителей под названием «Штолок» или «Игуана». Он находится ближе к центру города, его края менее обрывисты, чем у северного сенота, а потому он был главным источником воды.
Другой сенот — знаменитый Колодец Жертв. Это гигантская круглая воронка диаметром свыше 60 метров. Его отвесные стены, сложенные из пластов известняка, круто обрываются к темно-зеленой воде, скрывшей в своих глубинах страшную тайну прошедших веков. Мрачная красота этого глубокого омута, с его белыми, как мел, стенами, покрытыми зеленью ползучих растений, и его относительная недоступность вызывали у жителей Чичен-Ицы суеверный ужас.
Возникновение того страшного и омерзительного ритуала, которым так печально прославился Священный сенот, относится к уже более позднему времени. В X веке на Юкатан из Центральной Мексики вторглись полчища иноземных завоевателей — тольтеков. Вскоре они подчинили себе многие города майя, была захвачена и Чичен-Ица, Завоеватели принесли новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Среди этих нововведений был кровавый обряд человеческих жертвоприношений. Местом для умиротворения разгневанных богов был выбран Священный сенот.
Сама эффектность этого жестокого обряда—девушки на берегу страшного омута, воскуривающие благовония жрецы, молча стоящая вокруг толпа горожан в красочных одеждах, затем толчок, отчаянный крик, далекий всплеск внизу и гробовая тишина — производила глубокое впечатление на зрителей. Из самых далеких уголков страны шли к Священному сеноту тысячи паломников, чтобы бросить в него свои дары богу дождя Чаку.
Правители города, со своей стороны, не жалели средств для торжественного обрамления печальной церемонии. Главный храм Чичен-Ицы, посвященный богу ветра Кукулькану, был обращен своим фасадом к Священному сеноту и соединялся с ним особой Дорогой Жертв, выложенной каменными плитами. На самом краю сенота для отправления последних торжественных обрядов было сооружено небольшое каменное святилище.
Испанские хроники XVI века сообщают, что последние большие жертвоприношения людей в Чичен-Ице были произведены как раз накануне появления Кортеса, Завоеватели разрушили Чичек-Ицу, и теперь только развалины каменных зданий, разбросанных на огромной площади, напоминают о былом величии города. А Священный Колодец, скрывающий в своих глубинах кости бесчисленных жертв, со временем превратился в грязную дыру, заполненную водой, илом и камнями.
Далее из категории Тайная история: "В глубинах священного сенота — 2"