Первое предание дошло до нас в очень позднем изложении первой четверти XIX века, причем в литературной обработке, почти ничего не оставившей от его народного языка. В нем, по-видимому, есть крупицы исторической правды, но они обросли позднейшими досужими вымыслами, нередко вносившимися историками Ярославля в свои сочинения без достаточной оценки.
Второе предание, известное под названием «Сказание о построении града Ярославля», дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского (1776—1788), то есть в рукописи последней четверти XVIII века. Оно тоже содержит немало вымысла и позднейших приписок, но в основе его, как это убедительно доказал Н.Н.Воронин, лежит народное предание, корни которого уходят в глубокую древность.
(Н. Н. Воронин. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. Материалы и исследования по археологии СССР (МИА СССР), № 6, М.—Л., 1941. В этой статье Н. Н. Воронин дает обстоятельный анализ «Сказания».)
Сообщение «Сказания» о существовании поселения на месте постройки Ярославля было подтверждено во время археологических раскопок 1940 года, проведенных Н. Н. Ворониным. Правда, по своему масштабу эти раскопки носили разведочный характер и осложнялись тем, что территория «Стрелки» неоднократно застраивалась и перестраивалась, в связи с чем слои земли оказались сильно нарушенными. Но, несмотря на это, они дали интересные материалы, позволившие пролить свет на древнейшую историю города.
Древнейшее поселение на территории Ярославля возникло еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Это так называемое Медведицкое городище располагалось на высоком мысу, у выхода к Которосли Медведицкого оврага, около б. церкви Спаса-на-городу. Постройка церкви в XVII веке и находившееся около нее кладбище сильно нарушили культурный слой городища, и поэтому его дальнейшая судьба осталась невыясненной. Никаких следов, связывающих это поселение с началом современного Ярославля, обнаружено не было.
Иная картина открылась на самой «Стрелке». Здесь под слоем собственно Ярославля были обнаружены следы более раннего поселения. При раскопках были найдены остатки лепной керамики, различные изделия из железа, кости, глины, много костей домашних животных и рыб, рыболовные крючки и грузила от сетей. Изучение этих материалов позволило отнести возникновение этого поселения к IX— X векам нашей эры. Оно, пишет Н. Н. Воронин, «основалось на Стрелке по меньшей мере за два столетия до вмешательства Ярослава Мудрого в жизнь мятежного северо-востока».
(Н. Н. Воронин. Раскопки в Ярославле. МИА СССР, № 11, 1949, стр. 91.)
Таким образом, подтверждается не только сообщение «Сказания» о существовании Медвежьего угла, но и его рассказ о занятиях жителей поселения скотоводством, охотой и рыболовством. Выводы, сделанные на материалах археологических раскопок, позволяют нам относиться с доверием ко многим сведениям, сообщаемым «Сказанием».
Итак, город Ярославль построен не на пустом месте. В IX—X веках на территории «Стрелки» возникает поселение Медвежий угол, жители которого были, по-видимому, свободными смердами, как называли крестьян-общинников в Древней Руси. В начале XI века Ярослав Мудрый, сломив сопротивление жителей Медвежьего угла, строит вокруг поселения крепостные стены («Рубленый город»).
Это был первый русский город-крепость на Волге, надежно прикрывавший подступы к Ростову Великому, тогдашнему центру Северо-Восточной Руси.
Но построение Ярославля преследовало не только стратегические цели. Конец X—начало XI века были периодом усиленного наступления класса феодалов на свободных крестьян-общинников. Новый город должен был сыграть роль важного опорного пункта дальнейшей феодализации и христианизации края.
Далее из категории Ярославская губерния: "Был ли Ярославль основан в 1024 году?"