Ранее из категории Политика: ""

Случай с Николаем І возле города Чембар.

Случай с Николаем І возле города Чембар.
Чембар, уездный городок пензенской губернии, который стал теперь известен благодаря чествованию памяти В. Г. Белинского, проведшего в нем свои молодые годы, получил уже раз, в 1836 г., очень громкую известность не только во всей России, но и за границей, особенно в политическом мире. По сообщению г. Ильченка (Рус. Старина 3882, № 12), императору Николаю Павловичу угодно было в 1836 г. предпринять путешествие по России в главный город военных поселений Чугуев, харьковской губернии, через города Москву, Владимир, Нижний, Казань, Симбирск, Пензу, через Чембар до Тамбова и так далее. Предполагалось, что в Чембаре государь будет иметь обеденный стол и ночлег, для чего в городе было приготовлено лучшее для него помещение в доме уездного училища.

24-го августа, в 5 часов пополудни, император Николай Павлович благополучно прибыл в Пензу и остановился в доме губернатора. 25-го августа, в 5 часов пополудни, государь отправился из Пензы на Тамбов, через Чембар. От Пензы до Чембара 125 верст. До последней станции государь проследовал благополучно и выехал из села Мочалейки в 12 часов ночи; на 17 версте от станции, в с. Кевдовершине была смена лошадей. До Чембара оставалось 14 верст. Дорога до Кевдогершины ровная, хорошая, и только в двух местах перерезывается оврагами, из которых последний на 7-й версте от города образуем довольно длинную гору, но совершенно почти отлогую. Начала всходить луна. Ночь была ясная, безоблачная. В коляске были зажжены фонари. На козлах экипажа сидели ямщик и камердинер. Государь дремал. Подъезжая к последней горе, что против Шалалейки, ямщик не сдержал лошадей и не затормозил экипажа, но на половине горы дышловые лошади, не будучи особенно сдерживаемы, понесли раскатившийся экипаж, напиравший на них сзади своею тяжестью; форейтор, к несчастью, свалился, и выносные лошади, никем не управляемые, свернули в сторону и наскочили на край дороги; экипаж опрокинулся на бок, и государь упал, сильно ушибся и при падении сломал себе левую ключицу. К счастью еще, лошади в эту минуту сами остановились. Больше всех пострадал несчастный камердинер, сидевший на козлах, который был ужасно разбит.

Первое время государь был без чувств. Граф Бенкендорф поддерживал ему голову. Когда государь пришел в себя и узнал, что камердинер и ямщик сильно пострадали от ушиба, то, забыв собственные свои страдания, отослал от себя графа Бенкендорфа помогать пострадавшим.

В это время пробирался тропинкой солдат с котомкой за плечами, отпущенный домой "в чистую". Привлеченный светом и суетой, он подошел к месту катастрофы как раз в ту минуту, когда государь очнулся, отпуская от себя графа Бенкендорфа, и увидав солдата, сказал ему: "мне вот служба поможет!" Солдат Байгузов рассказывал, как он, стоя на коленях, поддерживал государя императора в сидячем положении на земле и давал ему по временам пить воду из своей манерки.

Форейтор, как менее пострадавший, был послан верхом в Чембар с известием о случившемся несчастии, откуда незамедлила прибыть помощь. Из города прискакали начальники, доктор, собрался народ. И, кернер, уездный врач, подал первую медицинскую помощь, сделал перевязку, и государь почувствовал себя лучше. Лейб-медик Арнеид, отставший на целую станцию, приехал и посмотрел на перевязку сломанной ключицы, сказал, что она сделана, как нельзя лучше. Государь сел сначала в экипаж и велел ехать шагом, но усилившаяся боль заставила его выйти из экипажа, и он верст шесть прошел пешком, поддерживаемый под руку. Народ, сопровождавший его, освещал путь фонарями. Государь шел, молча, нахмурив брони, и по временам останавливался. Видно было, он страдал. В Чембаре государь занял приготовленное для него помещение в уездном училище.

              
По случаю болезни государя свита была возвращена из Тамбова назад, и в Чембаре закипела жизнь до того времени небывалая. Государь вставал рано, в 6 часов, утром до завтрака занимался делами, а потом читал или писал. Во время болезни в городе была такая тишина, как будто жители прислушивались, что делалось в училище. Когда болезнь приняла благоприятный оборот, государь выходил на балкон, задернутый парусиной.

 8-го сентября государь в 9 час. утра выехал из Чембара, наградив подарками всех и милостиво благодаря за доставленный ему покой.

 

Далее из категории Политика: ""