Участники турнира — рыцари и оруженосцы — старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. В самую новую и модную одежду одевались также и зрители, и турнир становился не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным «дефиле» последних новинок в моде, оружии и доспехах.
Чтобы выглядеть максимально эффектно, участники турнира покрывали все детали боевых доспехов накидками из богатых тканей, украшенных гербами, и даже коней покрывали попонами с изображениями герба хозяина. Шлем венчало пышное и причудливое украшение — «крест», которое изготавливали из кожи, перьев и папье-маше. Пажи и оруженосцы участника турнира также облачались в «табарды» — украшенные гербом хозяина накидки, а порой и дама сердца рыцаря надевала платье с его гербом.
Разумеется, договоренность о проведении турнира между его главными организаторами достигалась заранее. Но за этим следовал важный ритуал: один из организаторов — «зачинщик» — посылал другому — «защитнику» — официальный вызов на поединок, который должен был стать центральным событием рыцарских состязаний. Перед этим «зачинщик» выбирал из самых уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян четырех судей, чтобы следить за поединками, и вместе с затупленным мечом, который, собственно, и являлся вызовом на турнир, посылал «защитнику» грамоту, в которой указывал имена и титулы своих судей. Кроме того, в грамоте значилось, что вызов посылается «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить всем удовольствие и развлечь прекрасных дам». «Защитник» мог отказаться, сославшись на неотложные дела, но такое случалось редко. Приняв у посланца меч, он тут же назначал судей со своей стороны, чтобы они, встретившись с судьями противника, немедленно обсудили время и место турнира и позаботились о подготовке ристалища.
И только после этого главный герольд (герольдмейстер) с помощниками во всеуслышание объявляли о предстоящем турнире, объезжая близлежащие города и замки.
Турнир открывала торжественная месса, которую священник служил на алтаре, установленном прямо на ристалище. На протяжении всего Средневековья католическая церковь противилась турнирам и даже запрещала хоронить по христианскому обряду тех, кто погибал на ристалище, — но запретить их окончательно так и не смогла. Уж слишком велика была притягательная сила Большой игры. Однако римские папы немало содействовали тому, чтобы турниры из кровавых поединков превратились в сравнительно безопасные театрализованные зрелища.
Затем участники турнира садились на коней, выстраивались в колонну и в сопровождении жонглеров и акробатов, без которых не обходилось ни одно торжества, въезжали на ристалище. Тому, кто ехал последним, доставалась особая роль — посредника между сражающимися рыцарями и знатными дамами на трибунах. Эти дамы вручали ему некий предмет с трибуны стоимость которого была зачастую равна жизни участника. Этому участнику вручался дамский чепец, который он привязывал к древку своего копья. Если во время схватки дамы замечали, что кто-либо из участников турнира ранен или ослабел, они поручали своему посреднику вступиться за него. Посредник прикасался к рыцарю копьем с чепцом, и с этого момента больше никто не смел нанести ему ни одного удара. Чепец на копье называли «дамской милостью», и эта «милость» спасла немало жизней.
Далее из категории Интересные факты: "Рыцарские турниры (3)"