Первые работы А. Н. Лодыгина были связаны с авиацией. Еще, будучи на военной службе офицером пехоты, Лодыгин заинтересовался проблемой летания на аппаратах тяжелее воздуха. В 1869 г. у него уже созрел план построения такого аппарата. До этого времени все техники, проявлявшие интерес к летному делу, работали исключительно над созданием аэростатов. Лодыгин пошел по другому, совершенно новому для того времени пути. Тем интереснее для нас его идеи.
В чем сущность этих, в высшей степени передовых, идей Лодыгина? Не является ли Лодыгин пионером авиации, которая зарождалась в 60-х годах 19 века?
В 1869 г. Лодыгин обратился в главное инженерное управление военного министерства с проектом «электролета». Это был геликоптер оригинальной конструкции, первый русский геликоптер и вместе с тем первый в мире геликоптер с приведением винтов во вращение от электродвигателя.
Как известно, еще М. В. Ломоносов сконструировал на принципе геликоптера аппарат для исследования высоких слоев атмосферы. Общее устройство геликоптера Лодыгина было отлично от того, какое придавалось этим машинам его предшественниками. Это было продолговатое полое тело обтекаемой формы в виде цилиндра, переднему днищу которого была придана коническая форма, а заднему — полушаровая. Каркас аппарата состоял из продольных и поперечных стержней, соединенных между собою скобами, и был снаружи обтянут листовым железом. Внутри цилиндра помещался электродвигатель, приводившийся в действие от батареи гальванических элементов. Через заднее днище проходил горизонтальный вал, на который насаживался винт.
Вращением этого винта можно было сообщать аппарату перемещение в горизонтальной плоскости. Этот винт мог отклоняться вправо и влево, что обеспечивало лучшее управление аппаратом. Второй винт помещался вверху над цилиндром и укреплялся на вертикальном валу. При вращении этого винта аппарат мог получать вертикальное перемещение. Лопасти верхнего винта могли, по замыслу Лодыгина, менять под разными углами свое расположение, благодаря чему оказывалось возможным менять тягу при полете. При совместном действии обоих винтов можно было в широких пределах изменять направление движения аппарата. Как было уже указано, особенностью геликоптера Лодыгина было то, что для приведения в действие его винтов и вообще для обслуживания механизмов применялась электрическая энергия. Это было большим новшеством для своего времени и чрезвычайно смелым шагом: ведь только за 2—3 года до этого появилась динамо-машина, электродвигатели еще не имели применения (если не считать нескольких опытов использования их в весьма интересных установках, как «электрический бот» академика Б. С. Якоби).
Далее из категории История технологий: "Александр Николаевич Лодыгин и Павел Николаевич Яблочков (4)"