Ранее из категории История технологий: ""

Александр Николаевич Лодыгин и Павел Николаевич Яблочков

Последняя треть 19 века ознаменовалась громадными успехами практической электротехники.
В 1867 г. появилась динамо-машина — удобный генератор дешевой электроэнергии. Ее появление открывало широкие возможности применения электрической энергии для разных целей, в первую очередь для питания осветительных устройств, приведения в действие станков, для электротяги, а затем и для чисто технологических целей. Эта громадная по своему значению работа завершилась в конце 19 века решением проблемы передачи электроэнергии на большие расстояния — тем самым открывались широчайшие перспективы для электрификации.
Совершенно исключительную роль в этом деле сыграли наши соотечественники, выдающиеся русские электротехники Лодыгин, Яблочков и Доливо-Добровольский, справедливо называемые пионерами электротехники. Их вклад в мировую технику и науку составляет предмет гордости русского народа.

А. Н. Лодыгин и П. Н. Яблочков родились в 1847 р.
К сожалению, влияние работ Лодыгина и Яблочкова в электротехнике других стран часто затушевывалось: за границей его старались скрыть или умалить, а оно бесспорно и в высшей степени значительно. Американский изобретатель и электропромышленник Дж. Вестингауз еще при жизни Яблочкова публично признал, что «успехи электрического освещения Яблочкова в Париже в 1878 г. послужили исходной точкой для создания новой отрасли промышленности» В докладе Академии Наук, в связи с представлением Лодыгина к присуждению Ломоносовской премии в 1874 г., академик Вильд писал: «С тех пор (т. е. со времени изобретения динамомашины) получили особое значение старания придать электрическому свету большую ровность и достигнуть возможности разделять его по произволу на несколько менее ярких точек. В этом направлении сделано уже немало попыток, но они были до сих пор безрезультатными: Лодыгину удалось разрешить обе задачи очень простым способом и через это открыть путь к такому общему применению электрического света, которое, по всей вероятности, приведет к совершенному перевороту в системе освещения».

В судьбе обоих знаменитых электротехников много общего. Оба они происходили из обедневшего мелкопоместного дворянства. Оба получили военное образование, бывшее традиционным в их семьях. Лодыгин по окончании воронежского кадетского корпуса обучался в московском юнкерском училище. Яблочков, проучившись с 1858 по 1862 г. в саратовской мужской гимназии, вышел из 5-го класса и был по экзамену принят в Главное инженерное училище. Оба они начали служебную деятельность в качестве подпоручиков, но, пробыв обязательный срок на военной службе, вышли в отставку, чтобы посвятить себя изучению электротехники и изобретательской деятельности. Оба они чувствовали громадное влечение к электротехнике, тогда еще совсем молодой, но многообещающей области, и оба не имели для этого достаточной специальной подготовки. Лодыгин пополнил пробелы в специальном образовании усердным посещением лекций по физике, механике и математике в петербургском университете, где эти лекции читались крупнейшими в то время учеными.

Яблочков поступил на год в специальную электротехническую школу — Офицерские гальванические классы. В 60-х годах это было единственное учебное заведение в России, в котором учащиеся могли получить систематические знания по электричеству и магнетизму и по их техническим приложениям. Таким образом, оба изобретателя — и Лодыгин и Яблочков — не были самоучками, как это без основания утверждают некоторые их биографы, а вполне образованными инженерами, ясно понимавшими сущность тех явлений, с которыми они сталкивались при своей изобретательской деятельности, сознательно намечавшими себе пути и методы работы, критически воспринимавшими труды своих предшественников. Они были учеными — новаторами техники, открывавшими новые, оригинальные направления технической мысли.

Далее из категории История технологий: ""