Потопление американского крейсера «Мерримак» 1898г.
(Рис. на стр. 479).
Потопление американского крейсера «Мерримак » у входа в бухту Сантьяго на о. Куба, о чем уже у нас было сообщено в «Политическом обозрении» (в № 23), совершено, как теперь выяснилось, преднамеренно, самими американцами. В осуществлении этого рискованного предприятия участвовало всего семь человек, во главе с молодым инженером Гобсоном, составившим и разработавшим во всех подробностях план потопления крейсера.
Предвидя, что после потопления судна испанцы попытаются взорвать крейсер на воздух, его нагрузили железом. Затем крейсер обвесили семью торпедами, соединенными между собою проводами. Крейсер прошел мимо первой линии мин, положенных в порте Сантьяго, под сильнейшим огнем испанцев, не причинившем ему, однако, никакого вреда. Прибыв к назначенному месту, Гобсон собрал вокруг себя прочих смельчаков (двух машинистов и четырех матросов) и, стоя на капитанском мостике, надавил электрическую кнопку. Взрыв последовал моментально, после чего судно опрокинулось на правый бок и пошло ко дну. Экипаж был выброшен в море. Тем не менее, храбрецам удалось взобраться в небольшую лодку, которую они тащили на буксире. Лодка направилась сначала вон из порта, по направлению к американским судам; но так как достигнуть их под градом пуль не было возможности, то американские моряки повернули ее носом к испанскому адмиральскому судну «Cristobal colon» и направились прямо к нему.
Любопытно, что испанцы оказали им восторженный прием. Когда лодка приблизилась к испанскому броненосцу, экипаж последнего встретил их с энтузиазмом. Сам адмирал Сервера пожимал руки американцам, поздравляя их по поводу совершенного ими подвига. К адмиралу Сэмпсону тотчас же был отправлен первый штаб-офицер испанского адмирала с письмом Серверы, в котором сообщалось, что с пленниками будут обращаться хорошо, и предлагалось обменять их на испанских пленников. Сэмпсон отвечал таким же любезным письмом. Когда Мак-Кинлей узнал о поступке испанцев, он сказал: «Старое рыцарство испанцев еще не умерло. Еще две победы у Сантьяго и Порто-Рико — и мир будет заключен».
Цель геройского подвига инженера Гобсона и его отважных товарищей была двоякая: загородить испанской эскадре адмирала Серверы выход из гавани Сантьяго и вместе с тем не дать возможности прибыть к ней на помощь запасной эскадре адмирала Камара, вышедшей из Кадикса. Цель эта достигнута блестящим образом: крейсер потоплен как раз в узком проходе, образуемом берегами бухты, и представляет собою очень серьезное заграждение. Таким образом, положение испанской эскадры очень печально, и адмирал Шлей метко охарактеризовал его в своей лаконичной телеграмме, посланной в Вашингтон: «Я закупорил Серверу». Несмотря на то, что эта «укупорка» обошлась американцам очень дорого — крейсер «Мерримак » представлял собою еще новое, прекрасное судно, построенное в Норвегии в 1894 г. и стоившее около 700,000 руб. — население Соединенных Штатов радостно приветствовало подвиг инженера Гобсона, и имя его занесено в ряды славных имен национальных героев.
Молодому герою Ричмонду Гобсону, портрет которого мы помещаем, теперь еще нет 30 лет. Он «naval constructor», т.е. корабельный инженер. Свое образование он получил первоначально в морской школе в Аннаполисе, в 1889 г. он посещал морскую академию, затем два года продолжал образование вне академии и в 1891 г. сдал экзамен на корабельного инженера.
Текст из журнала «Нива» № 24 стр. 480 за 1898г.
Далее из категории Политика: "Характер участников испано-американской войны 1898г."