А. Ф. Львов
Текст из журнала «Нива» №24 стр. 478, 479, 480 за 1898г.
25-го мая исполнилось столетие со дня рождения известного композитора, автора народного гимна Алексея Федоровича Львова, являющегося одним из выдающихся наших музыкальных деятелей и имеющего за собой большие заслуги, главным образом, в области духовной музыки; кроме того. А. Ф. Львов был первоклассным виртуозом-скрипачом. Чтобы составить себе понятие о нем, как о виртуозе, достаточно привести мнение композитора Шумана, высказанное им по поводу участия Львова в квартетах и концертах в Лейпцигском Gewandhaus: «Если в русской столице найдутся еще такие дилетанты, то иному артисту следовало бы скорее там поучиться, чем самому учить». (Личный помощник в учёбе) Львов был в Петербурге первым квартетистом и скрипачом; он первый ввел у нас квартетные собрания, в которых всегда исполнял партии первой скрипки.
Серов дает чрезвычайно сочувственный отзыв о «Советах обучающимся на скрипке» Львова, составляющих, собственно говоря, нечто вроде школы скрипичной игры с примерами. Заметим, что в то время у нас не было ни консерваторий, ни музыкальных школ, и что до всего приходилось доходить «собственным умом» и талантом.
Отец А. Ф., о котором он отзывается в своей автобиографии, как о лучшем своем друге, занимал долгое время пост директора певческой капеллы и первый способствовал развитию музыкальных способностей сына. Тем не менее, по окончании в 1818 г. курса в корпусе инженеров путей сообщения, на 2-ом году жизни, А. Ф. начинает свое служебное поприще в военных поселениях под начальством гр. Аракчеева. Семь лет спустя, оп возвращается в Петербург и долгое время заведывает делами Императорской Главной Квартиры. С этого времени начинается его придворная служба, длившаяся 14 лет. Блестящая служебная карьера и прекрасное общественное положение дают ему возможность серьезно заниматься музыкальными делами, и в особенности камерной музыкой и композицией. За переложение для полного оркестра с хором известного «Stabat Mater» Перголезе он получил почетное звание «композитора Болонской Академии». В это же время, в 1833 году, сочинен был им народный гимн, к которому потом присоединил слова («Боже, Царя храни») Жуковский; за это произведение Львов удостоился драгоценной табакерки от императора Николая I, которому А. Ф. всегда сопутствовал в путешествиях, в свите «для производства дел, до вояжей относящихся». С 1837 г. А. Ф. стал фактически управлять придворной певческой капеллой, во главе которой находился 24 года, пока не вынужден был оставить ее вследствие глухоты. А. Ф. скончался в 1871 г.
А. Ф. Львов написал несколько опер, из которых первая «Bianca Gualtiero» была поставлена (с успехом) в Дрездене раньше, чем у нас. Другие его оперы: «Ундина», комическая «Староста Борис», оперетта «Варвара» и др. особенным успехом в Петербурге не пользовались. Из других в его сочинений назовем еще драматический скрипичный концерт, написанный по плану Мейербера. Но главные заслуги А. Ф. Львова — в духовной музыке; он не только сам был духовным композитором (концерты, Херувимская, Отче наш и др.), но главным образом перелагателем церковно-богослужебного пения. До его вступления в капеллу не было печатного издания Обихода, положенного на четыре голоса; благодаря его стараниям, изданы были в короткое время четыре книги: две части Обихода, сокращенный Ирмологий и книга особых Богослужений, при Высочайшем Дворе совершаемых. Свои взгляды на характерные особенности нашего древнего богослужебного пения он изложил в своем трактате: «О свободном или не симметричном ритме» (статью эту цитирует известный автор книги «О церковном пении», Разумовский). В заключение, нужно еще прибавить, что А. Ф. Львов первый ввел у нас симфонические собрания, и что при нем организован был при капелле инструментальный класс.
В. Баскин.
Далее из категории Личность в истории: "Патриотизм и химия вещи совместимые. В.В.Марковников"