Ранее из категории Интересные факты: ""

У истоков славянской письменности

Сергей Наровчатов.

Кирилл и МефодийСоздателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий, родом из Солуни и Македонии, где их отец занимал крупную военную должность. В 1963 году отмечалось 1100-летне их великого культурного подвига. Оба брата были образованнейшими людьми своего времени. Солунь (Салоники) был славянским городом под византийским управлением. Родным языком генеральских детей был славянский, воспитание и образование — греческими. Большой притягательностью обладает фигура младшего из братьев — Кирилла. Мирское имя его было Константин, а то, под которым он вошел в историю, было взято им перед самой кончиной, с принятием схимы. Рос он живым и любознательным ребенком и еще в солунской школе выделялся своими способностями. «Спеяше паче всех учеников в книгах памятью вельми скорою, яко и диво ему быти», — говорит о нем предание. Слух о юном «диве» дошел до Константинополя, и мальчика взяли ко двору императора Михаила III в соученики его сыну. Такой обычай держался при царских дворах вплоть до недавнего времени. Известно, что поэт А. К. Толстой был соучеником Александра 11, в те годы наследника престола. Разумеется, к подобным детям, один из которых был будущий земной бог, представлялись лучшие наставники. Воспитателем детей Николая 1 был знаменитый Жуковский, воспитателем детей византийского императора Михаила III — известный Фотии, крупный ученый и видный дипломат. Много лет спустя, неожиданно для себя став патриархом константинопольским, Фотий с явной тоской вспоминал о своем мирном педагогическом прошлом, составлявшем резкий контраст с последующей церковной деятельностью. «Радовался я, видя, как одни изощряли свой ум математическими выкладками, как другие исследовали истину с помощью философских метод. Учение не пропадает бесследно для учащихся. Уроки не растериваются по стогнам града. Знания слагаются в убеждения, в юных умах зарождаются идеалы жизни: в молодых сердцах зажигаются искры возвышенных стремлений, и на поприще истории являются великие нравственные силы».

Надо сказать, что царственные ученики в обоих случаях — и в XIX веке и в далеком IX столетии не оправдали надежд своих воспитателей, и конец их был одинаково драматичен: одного казнили народовольцы, другого, не дав взойти на престол, убили во время дворцового переворота. Но их соученикам наука пошла впрок. Конечно, никому не придет в голову даже сравнивать заслуги этих людей, разделенных друг от друга целым тысячелетием.

Юный Константин изучал математику, риторику, астрономию, музыку, философию и античную литературу. Все эти предметы он усвоил в наибольшем для своего времени объеме и глубине. Из церковных писателей он тяготел к Григорию Богослову, выдающемуся стилисту, наделенному яркой, образной речью. Богословие считалось венцом наук, без него нельзя было, как говорится, шагу ступить. Но рамки богословия в те далекие времена были не так узки, как позднее. Каждый выбирал для изучения произведения по склонности. Мы говорим сейчас: я люблю Лермонтова больше Некрасова или, наоборот, Некрасова больше Лермонтова. Так и тогда можно было питать привязанность к Григорию Богослову большую, чем, например, к Василию Великому или Иоанну Златоусту. Крамолы в этом не усматривалось. Григорий Богослов был самым поэтичным из отцов церкви, и симпатии к нему будущего создателя славянской азбуки свидетельствуют о его собственных душевных качествах.

Далее из категории Интересные факты: ""