Вашему вниманию предлагаются короткие заметки из научно-популярных журналов за 1941 год. Тревожное предвоенное время, тематика статей большей частью о различных видах оружия, возможных способах защиты от отравляющих веществ (признаки отравления ртутью тут) и новинках военной техники. Качество прикреплённых изображений, к сожалению, невысокое.
Гигантский микроскоп.
В №10 журнала «Popular Science» за 1940 г. приводится описание гигантского микроскопа, сконструированного Р. Райфом в Сан-Диего (Калифорния, США). Этот микроскоп, предназначен для исследования бактерий, весит около 80 кг, высота его — 0,6 м. Для изготовления микроскопа-гиганта понадобилось 5682 детали. Световые лучи, образующие изображение рассматриваемого объекта, для устранения искажений проходят между линзами микроскопа не через воздух, а по специально обработанным кускам кварца.
Electronics, декабрь, 1940
Оружие против парашютистов.
В руках изобретателя — двенадцатизарядный барабан.
Для защиты от нападения парашютистов американские конструкторы создали специальное оружие, недавно испытывавшееся на знаменитом американском испытательном поле — Флойд Беннет Фильде. Оружие против парашютистов снабжено Двенадцатизарядным барабаном, напоминающим револьверный. В три секунды барабан можно сменить для перезарядки слезоточивыми или дымовыми снарядами, осколочными бомбами… Оружие весит только 16 кг, снабжено стволом диаметром в 37 мм и может быстро разбираться для переноски. Новое оружие считается мощным средством отпора парашютистам.
Popular Science, декабрь, 1940
Звук и химические реакции.
Д-р Зальгер Скамб в Массачусетском технологическом институте проделал опыты, доказавшие, что звуковая энергия может ускорять химические реакции. Ученые уже раньше предполагали, что интенсивные звуки производят ускоряющий эффект на некоторые химические реакции, но только Скамбу удалось доказать, что ускорение вызывает именно звуковая энергия, а не тепло, развивающееся вследствие механических вибраций. Экспериментатор пользовался во время своих опытов быстро вибрирующей никелевой трубкой, частично погруженной в исследуемый раствор. Чтобы устранить влияние тепла, Скамб очень тщательно нейтрализовал эффект повышения температуры,всe время поддерживая ее на одном и том же уровне.
Scientific American, AS 11, 1940
Бомбардировщики и военные корабли.
В № 10 «Popular Science» за 1940 г. помещена статья о борьбе между самолетами и военно-морским флотом. Статья написана на основании высказываний крупных американских военных специалистов, в том числе адмирала Старка.
Кораблям угрожают три основных типа самолетов: обыкновенный бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик и торпедоносец.
Обыкновенный бомбардировщик атакует свои мишени, как правило, с большой высоты и производит бомбометание при помощи точных приборов. Обычно такими бомбардировщиками являются мощные многомоторные самолеты, имеющие большой радиус действия.
Большая высота полета защищает самолеты от артиллерийского огня кораблей. Но с высоты 3000 — 1500 м даже крупнейшее морское судно кажется только маленьким серым пятнышком на синем фоне океана. Очень немного шансов попасть в это пятнышко, и самолету приходится опускаться, а тут он и сам делается хорошей мишенью для зенитных орудий. Надо еще учитывать, что в течение большого времени бомбардировка на море с высоты в 3000 м. невозможна из-за туч. Слабым пунктом обыкновенного бомбардировщика является и то, что он перед бросанием бомбы должен от 15 секунд до минуты и больше абсолютно точно сохранять один и тот же курс и ту же скорость. А это сильно облегчает задачу артиллеристов, стремящихся сбить самолет до того, как он успеет бросить бомбу.
Пикирующие бомбардировщики придерживаются совсем другой тактики: они приближаются к своей мишени настолько, что промах является редким случаем. Пикируя, летчику приходится мало раздумывать о поправках на высоту, ветер, скорость и направление пути корабля. Здесь нужен только простой тип прицела, так как летчик «прицеливается» — самим самолетом. Любимый прием пикировать так, чтобы солнце слепило артиллеристов, обстреливающих самолет. Но все же пикирующему бомбардировщику приходится лететь прямо на артиллерию к пулеметы противника, и, чтобы сделать вероятность поражения меньшей, пикирующие бомбардировщики делают небольших размеров. Следовательно, уменьшается количество и вес бомб, которые может взять такой бомбардировщик, сокращается запас горючего -и зависящий от него радиус действия.
Торпедоносец, чтобы прицелиться торпедой в неприятельский корабль, должен низко опуститься над водой. Этот момент для него чрезвычайно опа-сен:торпедоносцу грозят не только снаряды, но и мощные «гейзеры», возникающие в местах падения снарядов в воду. Крылья самолета при ударе об эти водяные столбы на большой скорости разлетаются на части.
Авианосцы являются одним из важнейших противников самолетов всех типов, нападающих на военные корабли. Сотня истребителей, поднявшихся с палубы авианосца, может быстро уничтожить вражескую эскадрилью, прежде чем она успеет начать бомбардировку намеченных объектов.
Но что будет, если бомба все-таки попадет в военный корабль? Причинит ли она небольшое повреждение или «морское дно примет новых пришельцев», как пишет американский журнал?
Это зависит и от типа бомбы, и от класса судна. Осколочная бомба поражает людской состав.
Взрываясь немедленно, она во все стороны рассеивает свои смертоносные осколки. Даже разорвавшись при ударе о воду вблизи корабля, такая бомба осыпает палубу кусками стали. Благодаря их небольшому весу (около 1О кг или меньше) самолет может брать много — осколочных бомб. В то же время небольшой величиной бомбы объясняется незначительность повреждений корабля при бомбардировке осколочными бомбами.
Фугасная бомба, наоборот, предназначена, для причинения тяжелых повреждений кораблю. Часто она снабжается взрывателем замедленного действия, чтобы взрыв произошел в глубине судна или под водой, где броня корабля слабее всего. В последнем случае фугасная бомба действует, как глубинная бомба, и может применяться для уничтожения подводных лодок в погруженном состоянии. Попадание фугасной бомбы вызывает гибель подводной лодки. Так же разрушительно действует фугасная бомба на истребители и другие небольшие военные корабли. Лучшая защита последних заключается в их очень маленьких размерах (они представляют собой плохую мишень) и в легкости, с которой они маневрируют, не давая летчику возможности точно прицелиться.
В корабли больших размеров легче попасть, но их броня может противостоять действию крупных бомб, так как с увеличением размеров корабля площадь растет в квадратной степени, а водоизмещение — в кубической, и, следовательно, броня может быть гораздо более толстой и тяжелой.
Массивные бронированные палубы располагаются как можно ближе к ватерлинии корабля, чтобы центр тяжести всего сооружения лежал ниже, что способствует устойчивости. На американских военных кораблях водоизмещением в 35 ООО т. — «Норт Каролина» и «Вашингтон» — общая толщина бронепалубы каждого корабля достигает 25 см. Даже фугасная бомба весом в 800 кг не в состоянии повредить такую броню.
Конечно, можно создать специальные бомбы, рассчитанные на пробивание бронированной палубы, но их огромный вес допустит применение только небольших количеств взрывчатых веществ. Чтобы сообщить такой бомбе достаточную скорость, ее придется бросать с высоты примерно в 3000 м, а на этом расстоянии шансы прямого попадания невелики. Упавшая же рядом с кораблем бронебойная бомба безвредна для него, вследствие незначительного содержания взрывчатых веществ.
Взрыв обыкновенной тонкостенной фугасной бомбы, упавшей вблизи большого корабля, действует, как взрыв мины. Но водонепроницаемые помещения служат в этом случае лучшей защитой корабля, а специальные команды немедленно начинают работы по заделке пробоины, откачиванию воды и т. д.
Проблемой остается защита всех палубных надстроек корабля, среди которых фугасная бомба производит большие разрушения. Одной из попыток справиться с этой задачей является предложение свести надстройки до возможного минимума и весь корабль прикрыть «броней черепахи», сквозь которую будут «выглядывать» только пушки и пулеметы. Но какую бы форму ни принял большой военный корабль, он все же останется самым безопасным судном,— это показали опыты американцев. Во время маневров старый линейный корабль, управляемый по радио, был предоставлен самолетам в качестве мишени.
После долгой бомбардировки с воздуха беззащитное судно пришлось потопить артиллерийским огнем, так как самолеты не смогли сделать этого.
За кем же все-таки преимущество?
Это зависит от конкретных условий: атака неприятельского
флота с далеких баз не принесет победы даже мощным эскадрильям, — они пойдут в бой без истребителей, с минимальным количеством бомб… С другой стороны, и нападение эскадры на порты страны, имеющей много хороших самолетов, будет сопровождаться для кораблей большими потерями. Только крайняя необходимость может оправдать действия такого рода.
Передача изображений разведывательными машинами.
Американская фирма Финч выпустила очень легкое и усовершенствованное приемно-передающее устройство, при помощи которого разведывательные самолеты могут посылать по радио неподвижные изображения (т. е. фотоснимки) в штабы, на батареи или получать изображения с земли, с другого самолета. Аппараты Финча уже начинают устанавливать на некоторых разведывательных самолетах США.
Принцип работы установки для записывания неподвижных изображений заключается в получении снимка фотографическим путем и передаче его по эфиру при помощи фотоэлемента. Снимок освещается точечной лампой; лучи, отраженные от светлых и темных мест снимка, попадают затем на фотоэлемент и вызывают электрические колебания, направляемые после усиления в антенну передатчика. На приемном конце принятые электрические колебания воздействуют на свет точечной электролампы, освещающей барабан со светочувствительной бумагой. В результате из комбинации светлых и темных мест получается отчетливое изображение.
Изображения могут посылаться или приниматься со скоростью примерно 48 см2/мин. (т. е. в минуту световой луч обегает такую поверхность снимка). Бумага, употребляемая для этого устройства, сухая, и изображения записываются электрохимическим путем. Аппаратура Финча может пользоваться своим каналом и не мешать нормальной радиосвязи самолета.
Процедуры получения снимка и превращения его в электрические импульсы длятся очень короткое время. Поэтому, летая над неприятельскими позициями, самолет-разведчик, снабженный установкой Финча, может передавать не только словесные указания, но и снимки укреплений, расположения войск и т. д.
Другое военное применение аппаратов для передачи изображений заключается в использовании разведывательного автомобиля и специального прицепа к нему. Автомобиль располагает всем необходимым оборудованием, включая приемник и 1000- ваттный передатчик. На прицепе имеется подобная же аппаратура, но с более мощным передатчиком. Прицеп можно отвести в любое, место, где автомобиль оставляет его в укромном уголке, а сам отправляется на разведку. Заметив что-либо важное, команда автомобиля посылает изображения прицепу, команда которого, располагающая более мощной установкой, в свою очередь быстро посылает принятые снимки в штаб. Эта очень подвижная разведывательная установка представляет большое военное значение.
Radio and Television, октябрь, 1940
Далее из категории Интересные факты: "Столетний юбилей Екатерининского института"