- Многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…».
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 г.), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 г.), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями. - Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.
- 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.
- Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».
- Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений.
Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами, первый прообраз налогов — налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества.
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога — steuer означает поддержку, лепту.
Однако в XVIII в. сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней. - Общеизвестно, что основной функцией налогообложения является фискальная — наполнение государственной казны. Фиском (от латинского »fiscus», букв. — корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в введении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С 4 в. н.э. фиск — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).
- В средние века в основном для духовенства и дворянства был создан институт налогового иммунитета, который сохранился и до наших дней. Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран. Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством: в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и иные организации.
- Уплата налогов за рубежом иногда приобретает комичный оттенок. Так, во Франции один удачливый игрок на игральных автоматах, из-за несвоевременной уплаты налогов со своих выигрышей задолжал бюджету более 3,7 млн. франков. Подчиняясь требованиям налоговых органов, удачливый игрок в один из дней прибыл в налоговое ведомство во главе колонны из трех бронированных грузовиков, доверху нагруженных сумками с однофранковыми монетами. Чиновники приняли груз — 920 сумок общим весом в 22 тонны, 3.730.606 монет — с понимающей улыбкой.
- Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1922 года предусматривал наказания за преступления против порядка налогообложения. Так, например, ст.83 предусматривала уголовную ответственность за агитацию и пропаганду, заключающую призыв к совершению налоговых преступлений, ст.84 — за изготовление, хранение с целью распространения и за распространение литературных произведений, призывающих к совершению налоговых преступлений.
- Во 2–3 веках в Китае все налогоплательщики подразделялись на пять категорий. Новорожденный назывался хуан (молокосос), с 4 лет он был уже сяо (малыш), после 16 — чжун (средний), с 21 года — дин (тягловый) и после 60 лет — лао (старик). В разное время возрастное деление слегка менялось.
- Лициний, римский наместник в Древней Галлии, разделил год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налоги.
- Первый англичанин, который отважился сказать королю «нет» — Святой Хью (1140 — 1200) из Линкольна (Англия). Он отказался платить налоги Ричарду Львиное Сердце и тем самым завоевал себе место в истории.
- В Германии в 1800 году можно было заказать фамильную печать с бюстом императора Франциска II в. качестве рукоятки — но за это взимался дополнительный налог — около $10 в год.
- Город Месилла в штате Нью-Мексико с 1848 по 1853 год переходил от одной страны к другой по 5 раз на неделе. Река Рио-Гранде, являющаяся естественной границей между США и Мексикой, так часто меняла свое русло, что жителям Месиллы приходилось платить налоги обоим государствам.
- Учет налогов в одном из старейших королевств мира — Швеции ведется с XVI века, со времен викингов. И все сведения о налогоплательщиках той поры сохранились в архивах до сегодняшнего дня.
- Прусский король Вильгельм Фридрих I, введя налог на ношение париков, поощрял «блицпроверки»: контролеры вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате.
- Регент наложил на одну французскую провинцию усиленные налоги. Депутат национального собрания от этой провинции чрезвычайно упорно отстаивал интересы своих сограждан, даже угрожал регенту, если тот не отменит своего решения. Регент с интересом спросил, какими же силами и средствами располагает провинция, чтобы сопротивляться принятому решению. Депутат гордо ответил: «Повиноваться и ненавидеть!»
- Когда первый Министр Франции кардинал Мазарини выдумывал новый закон, парижане в ответ сочиняли новые байки, анекдоты и песенки. Мазарини обычно спрашивал своих сборщиков налогов, что говорят о новом налоге. Ему отвечали: «Поют злейшие песни про вашу милость». Мазарини усмехался и говорил: «Поют, значит будут платить!»
- В древней Иудее налоги собирали мытари. Это были очень богатые люди. Право на сбор податей они покупали у казны, а затем это право передавали вторым лицам, те третьим и т.д. Получалось так, что налоги собирали подчас очень хитрые и жестокие люди. Естественно, что при сборе налогов возникали разные несправедливости, насилия и обманы. У иудеев выработался стойкий взгляд на мытарей как на самых последних грешников. Слова «грешник», «язычник» и «мытарь» были почти синонимами. Мытарям даже запрещалось участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Зная об этой атмосфере общего презрения к мытарям, интересно вчитываться в некоторые места текстов Нового Завета. Открывается Новый Завет Евангелием от Матфея, одного из учеников Христа. И тут уже удивление. Кем был апостол Матфей? Мытарем! Он сам упоминает о своем прежнем занятии, называя себя «Матфеем мытарем» (Евангелие от Матфея, X, 3). Левий Матфей сидел на одном из мест сбора пошлин, когда Господь призвал его «Следуй за мной». И Матфей тут же, бросив все дела, встал и последовал за Господом. А потом, «собрав множество мытарей, сделал для Него в доме своем большое угощение». Когда стали упрекать Иисуса в том, что тот «ест и пьет» с грешниками, Он ответил: «… Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Евангелие от Луки, V, 27–32). Видно, что ни к кому у Господа нет презрения, и ко всем есть Любовь.
- Подступились к Иисусу неугомонные фарисеи. Они решили задать Иисусу трудный вопрос. Вдруг Он ответит так, что Его можно будет обвинить в ереси? Долго обдумывали они свою хитрость и, наконец, спросили: «Известно, что Ты — человек справедливый, никого не боишься, и всегда говоришь правду. Вот и сейчас скажи, надо ли нам, иудеям, платить подать Кесарю (так называли римского императора-язычника)? А может быть, грешно это?»
- Иисус разгадал их лукавство и попросил показать ему монету, которой платили подать. Ему показали динарий. На монете был изображен Кесарь.
«Чье это изображение на монете?» — спросил Иисус Христос фарисеев.
«Кесарево», — ответили они.
«Так вот и платите Кесарю Кесарево, а Богу отдайте Богово — душу свою. Слушайте и почитайте царя, и Бога не забывайте, исполняйте его заповеди. Одно другому не мешает». Reddite guae sunt Caesaris, Caesari: et guae sunt Dei, Deo. (Лат.) — «Воздайте кесарево кесарю, а божие богу»
Евангелие от Матфея, XXII, 21
Далее из категории Интересные факты: "Кошки"