Давайте копаться чуть глубже.
Первые походы викингов на Британские острова упоминаются в двух записях из «Англосаксонской хроники». В одной из них рассказывается об инциденте, произошедшем в королевстве Уэссекс во время правления короля Беортирка (789-802). Говорят, что королевский магистрат, наткнувшись на датских налётчиков на побережье, якобы принял их за купцов и пригласил в Дорчестер для осмотра, но был убит на берегу. Вторая ссылка — это описание нападения на монастырь Линдисфарн, процитированное выше.
Сразу же после нападения на Линдисфарн Алкуин, нортумбрский учёный при дворе Карла Великого, включился в кампанию моральной поддержки жителей Британских островов, которые были изрядно напуганы известиями с северных берегов. В своих письмах он описывал нападение как Божью кару за грехи архиепископов Йорка и Кентербери, королей Нортумбрии и Мерсии или жителей Кента. Он призывал к покаянию и духовной реформе.
Совершили ли викинги большой грех, напав на монастырь? Нет, ибо монастырь для них был просто местом с богатым запасом серебра и злата. Скорее всего, северные воины так до конца и не поняли, на какой именно объект совершают набег.
Да и сами викинги были настолько разноплемённым народом, что к берегам Англии могли добраться только самые отъявленные авантюристы из скандинавских фьордов. Следовательно, большая часть северян жила мирно, и никак не относилась к событиям в Линдисфарне.
Но именно широкое освещение в «средневековых СМИ», того рокового нападения на монастырь и убийство королевского магистрата, закрепило за северянами дурную славу «плавучих демонов», от которой они смогли частично избавиться, только массово став христианами.
Следует указать и то, что нападение на Линдисфарн было далеко не первой акцией викингов на северном побережье Англии. Экспедиции северян в Британию имели гораздо более длинную историю. На это может указывать хотя бы статут короля Оффы Мерсийского от 792 года, в котором правитель освободил церкви в Кенте от налогов «за исключением оказания военной поддержки против языческих грабителей на странствующих кораблях».
Из этого следует, что Кент, расположенный на юго-восточной окраине Англии, должен был подвергаться вторжениям викингов на протяжении многих лет. Поэтому, можно утверждать, что викинги вторглись в Англию уже около 716 года, поскольку в уставе упоминается король Этельбальд, правивший в 716-757 годах, который дал церквям в Кенте аналогичную привилегию.
Культура и наука англичан всегда была сильнее и обширнее культуры и науки северных народов. Именно массовая, средневековая «PR-компания» закрепила за северянами дурную славу.
Но если бы соседями английской короны вдруг оказались другие народы, то и за ними закрепился бы образ «демонов во плоти», едва нога чужака посмела бы ступить на Британские острова.
В этом отношении викингам просто не повезло. Народ, как народ: торговцы и искусные мореплаватели.
Равно как по речным ушкуйникам нельзя было судить обо всех русах, так и о викингах нельзя было судить по грабителям.
Крупномасштабные походы северных королей в другие земли – дело другое. В этом случае наблюдался совсем другой масштаб, и преследовались совсем другие цели.
Да, воин-викинг был сильным и закалённым бойцом (этому способствовала сама природа). Но был ли он беспринципным ужасом и грозой англичан? Нет – это просто стечение обстоятельств.
Далее из категории Интересные факты: "Как нейромаркетинг используется в современной киноиндустрии"