«Опыт истории российского флота»
Предыдущая страница
Часть же оного, оставленная в Кроншлоте, нужна была для наблюдения за неприятелем, который хотя во все продолжение лета, обезохоченный прошлогодними неудачами, не предпринимал никаких неприязненных действий, но крейсировал беспрестанно в виду Кроншлота и Красной Горки, наблюдая за спокойствием шведских берегов и провозом провиантов в Ревель, из коих однажды удалось ему схватить несколько судов у Гориваллы.
Все сии обстоятельства принудили государя отступить от Выборга и отменить осаду до удобнейшего времени. Войска пошли на зимние квартиры, а Петр поехал в Петербург где спустил на воду первую построенную по новому образцу в тамошнем адмиралтействе бригантину и отправился на ней для пробы до Кроншлота и. увидев хороший ее ход, заложил еще 2 таких же своими руками.
На сем времени два различных известия дошли до Петербурга: первое, что Меншиков, оставленный в Польше, разбил наголову генерала Мардефельда, а самого взял в плен; другое, что Август заключил со шведским королем мир, вследствие коего российский посланник Паткуль был выдан Карлу, равно как обещано выдать и остальных россиян, бывших с саксонцами. Новость сия изумила российского государя; он поспешно отправился в Польшу в декабре и прибыл в Жолкву для совещаний с Посполитою Речью, без ведома которой был установлен сей мир. Там оставался Петр до 10 апреля, и в совещаниях положено было в Польше, ежели неприятель в оную вступит, не давать сражения, дабы в случае неудачи отступление могло быть безопаснее, беспокоить же его только небольшими нападениями, не давая провиантов и прекращая все способы к доставлению оных. Послы Речи Посполитой желали избрания новых кандидатов на престол, ибо от примаса и чинов объявлено было междуцарствие, но как, по-видимому, Петр имел тайную переписку с Августом, который заверял, что, уступая только необходимости, он принял столь невыгодные меры и просил о его заступлении по-прежнему, то польский престол, по настоянию царя российского, остался празден.
В продолжение сего лета из Троицкого у Таганрога посланы были за солью к соленым озерам два судна — «Св. Георгий» и «Разженное железо» под командою капитанов Луки Стельса и Генриха Нана. Возвратясь в августе месяце, они привезли соли 28201 пуд и объявили, что в озерах оной больше не осталось.
В сем же году сделано было первое постановление о службе морских чиновников, именно: из боцманматов в боцмана, из унтер-штурманов и констапелей в подпоручики, из первых штурманов в поручики и из сего чина в капитаны производить чрез три года; из сего чина в командоры чрез 4 года, а в высшие чины по рассмотрению службы. Офицеров без воинского суда не арестовывать, кроме изменных случаев, за малые вилы наказывать штрафами и под видом службы военных людей никуда в частные дела не употреблять.
Сей год и последующие за ним до славного для России Полтавского дела не представляют ничего важного для летописей флота российского, кроме некоторых хозяйственных распоряжений. Самые сухопутные действия в продолжение сего времени были вовсе незначительны.
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. Год 1707."