Ранее из категории Политика: статья ""

Аренда Порт-Артура. Презентация в журнале "Нива" 1898г.

 Аренда Порт-Артура. Презентация в журнале "Нива" 1898г.
(Надежды и новые горизонты России)

   

15-го марта, как уже известно, нашим читателям, подписано в Пекине особое соглашение с Китаем, уступившим России в пользование на 25-летний срок, который может быть, затем продолжен с обоюдного соглашения Порт-Артур.


               …Порт-Артур, равно как и лежащий рядом с ним Талянван, расположен на берегу Желтого моря, в пределах Шеньцзянской провинции, самой южной из трех административных областей, на которые разделяется Манчжурия. Как известно, южная Манчжурия омывается водами Желтого моря и Печелийского залива, которые отделяются друг от друга Лиаотунгским полуостровом, имеющим треугольную форму и образующим и на западе Лиаотунгский и на востоке Корейский заливы. Крайнюю южную оконечность полуострова Лиаотунга составляет узкий гористый придаток, простирающийся на юг еще на 100 верст между названными заливами.



              Почти на середине своего протяжения у города Цзин-чжоу-тин (Кин-чао), береговые извилины образуют, тесный перешеек, имеющий менее двух верст ширины и связывающий с континентом самое южное из разветвлений Лиаотунга - небольшой полуостров, носящий китайское название Кан-тун. На восточном берегу этого полуострова и лежат бухты Лу-шунь-коу или Порт-Артур и Талянван, широко открывающиеся к Желтому морю. Как удобные якорные стоянки при входе из Желтого моря в Печелийский залив, Лу-шунь-коуcкая и Талянванская бухты приобрели, по словам Русского Инвалида, известность со времени первого знакомства европейских и русского флотов с прибрежными водами Китая.
 
              Однако, слабая населенность берегов этих бухт и дурное состояние сообщений с Манчжурией, а тем более с ближайшею китайскою провинциею Печели, были причинами, что они не могли служить для торговых целей, а потому и были оставлены без внимания.


              О бухте Лу-шунь-коу или Порт-Артуре заговорили в печати не далее, как лет 15 тому назад, когда бывший печелийский вице-король Ли-Хун-Чанг устроил здесь опорный пункт для созданного им китайского броненосного флота. В 1881 году было приступлено в Порт-Артуре к возведению первых укреплений, над которыми работали ежедневно до 4,000 кули. С этого времени работы по фортификационному обеспечению Лу-шунь-коу и устройству в нём порта продолжались с незначительными перерывами до самой японо-китайской войны, когда порт был взят японцами с сухого пути, вследствие слабости укреплений с этой стороны.
 
             В 1884 году Порт-Артур соединен телеграфом с Тянь-цзином и Пекином через Ньючжуань и Шанхайгуань.

           Бухта Порт-Артура представляет собою прибрежную, заполненную водой котловину, сообщающуюся с открытым морем узким проходом, шириною около 150 сажень. Длина бухты с северо-востока на юго-запад достигает 6-ти верст, а ширина - 2-х верст, но, вследствие мелководия, она недоступна для глубокосидящих судов, и только небольшие суда и миноноски могут стоять в северо-восточной ее части, во многих местах искусственно углубленной. На восточном же берегу бухты был вырыт китайцами предназначенный для больших судов обширный бассейн, глубиною в 27 футов в малую воду длиною около, 250 саж. и шириною около 140 саж. ся набережная этого бассейна облицована гранитом на высоте около 15 футов над водою. В связи с бассейном сооружен сухой док, длиною в 385 фут. и шириною в 80 фут., для осмотра и починки подводных судовых частей. Самый пролив в бухту доведен землечерпательными машинами до глубины, необходимой для современных броненосцев, и в нем обыкновенно стояло несколько китайских судов, готовых к выходу на рейд и для дальнего плавания. С целью обозначения входа в пролив китайцы построили маяк и створные знаки.

              К северу от бассейна прежняя деревня рыболовов преобразовалась постепенно в довольно обширное поселение мастеровых и рабочих с их семьями, так что гражданское население Порт-Артура, ко времени взятия его японцами достигало 6,000 чел. В ближайшем соседстве бассейна были построены казенные здания, в которых размещены различные мастерские, склады и чины портового управления; тут же расположены угольные сараи.

             Самый город расположен вокруг бухты, и в нём насчитывается теперь до 10,000 жителей. Торговля в городе развивается со дня на день, узкие его улицы оживляются. Телеграфная контора в Порт-Артуре снабжена двумя аппаратами; служащие на ней чиновники-китайцы владеют английским языком. Телеграммы принимаются на основании общих правил международной телеграфной конвенции.


 
              В центре города выстроен довольно большой театр, в котором даются ежедневные представления. За городом расположены казармы, обнесённые вокруг довольно высоким валом. Сообщение с Порт-Артуром поддерживается двумя китайскими транспортами, два раза в неделю отходящими в Чифу.

             На внутреннем берегу холмистой косы, отделяющей Лушунь-коускую бухту от моря, по другую сторону пролива, в видах удаления его от поселения, был устроен в открытом положении торпедный арсенал, с небольшим сухим доком для осмотра миноносок. Кроме склада мин и хлопчатобумажного пороха, этот арсенал снабжен небольшими мастерскими; здесь же устроена школа для подготовки мастеров минного дела.


Что касается гарнизона, то он был размещён в "имианях" или постоянных лагерях, сооруженных каждый на один батальон или "лянзу".

Укрепления Порт-Артура были начаты несколько ранее учреждения здесь военного порта. Первые фортификационные работы заключались в возведении группы приморских укреплений Гон-кин-чена, к востоку от входа в порт, а за ними последовала постройка двух батарей восточнее этой группы и к западу от пролива, на холмистой косе, замыкающей бухту. Береговые батареи, расположенные на протяжении 7-ми верст, обстреливают перекрестным огнем, лежащий перед ними рейд, обеспечивая в нём стоянку эскадры. Окрестности Порт-Артура представляют невысокую холмистую страну, с широкими долинами, в которой возвышенности отличаются мягкими, округленными очертаниями, и потому во многих отношениях благоприятствующими фортификационному усилению.











                Открытый и глубокий рейд Порт-Артура, шириною около 12 верст, является хорошей якорной стоянкой для флота, удобной для маневрирования большого числа судов, но несколько опасной при южных и восточных ветрах, разводящих высокое волнение.
 

            В последнем отношении имеет большое преимущество лежащая в 30-ти верстах к северо-востоку обширная Талянванская бухта, лучше защищенная от ветров и морского волнения возвышенными мысами, далеко вдающимися в море. По этой причине, нередко случается, что в бурную погоду суда, стоящие на рейде Порт-Артура и не имеющие возможности воспользоваться его гаванью, которая вообще малопоместительна, принуждены сниматься с якоря и искать убежища в Талянванской бухте. Во время англо-французской экспедиции против Китая в 1860 г., Талянван был избран стоянкой французского флота и вполне, оправдал возлагавшиеся на него надежды.

 

              Бухте Порт-Артура было отдано китайцами предпочтение при избрании места для стоянки военного флота, вероятно, вследствие близости ее к оконечности Лиаотунгского полуострова, что облегчало одновременное господство расположенных здесь морских сил над Желтым морем, Печелийским проливом и заливом, а, может быть, также в виду удобства и меньшей стоимости постройки укреплений для обороны гавани и обстреливание рейда. По берегу Талянвана, где разбросаны незначительные рыбачьи селения, было возведено несколько слабых батареи, которые соединены с Порт-Артуром дорогой, доступной лишь для китайских, телег.

              С Манчжурией и Китаем, с одной стороны, и с Кореей, с другой, Порт-Артур и Талянван соединяются дорогами, которые, как все китайские пути сообщения, находятся в запущенном состоянии, но по характеру местности могут быть легко исправлены. Внутренность Лиаотунгского полуострова заполнена хребтами, высшие точки которых хотя не превосходят 3,000-3,500 футов, но принимают иногда дикий характер, вследствие полнейшего отсутствия всякой древесной и кустарниковой растительности. Эти горы, однако, нигде не примыкают непосредственно к берегу, и между ними и прибрежными водами залегают холмистые полосы, напоминающие по виду поверхности длинные, гигантские морские волны. По этим-то холмистым прибрежьям от Порт-Артура пролегают две дороги: восточная - в Корею, на пограничный город Вичжу, лежащий на реке Ялу, и западная -направляющаяся на маньчжурский, открытый для европейской торговли порт Ин-коу, и далее разветвляющаяся на север в Мукден и на запад вокруг Печелийского залива в Шанхайгуан, к воротам восточной оконечности великой китайской стены и в Пекин. Узкий перешеек к северу от Талянванской бухты является причиной того, что все дороги от Порт-Артура и поселений Талянванской бухты сходятся в городе Цзин-чжоутин, лежащем недалеко от вершины бухты того же названия, и только отсюда уже разделяются на восточный и западный пути. Отсутствие укреплений на этом перешейке в прошлую японско-китайскую войну значительно облегчило японцам быстрое и решительное наступлениее к Порт-Артуру, поспешно ими разграбленному и разрушенному. Об этом расхищении укреплений всего порта мы уже упоминали недавно, в № 2 Нивы, поместив два общих вида Порт-Артура. Несколько из помещенных у нас здесь рисунков - виды разрушенного форта - красноречиво говорят о том, как там хозяйничали недавно японцы.

 



              По дороге, обходящей с севера пограничные горы между Кореей и Манчжурией, Чан-бо-шан и др., Порт-Артур находится в расстоянии 400 верст от Мукдена, 750 верст от Гидина, административного центра восточной провинции Манчжурии, в 1,000 верстах от гор. Нингуты, на р. Хурхе, и в 1,200 верстах от станции Никольской, сибирской железной дороги.

             Порт-Артур и Талянван открывают новые горизонты для русской торговли не только с соседней Манчжурией, но и с богатыми областями Китая, омываемыми Желтым и Восточно-Китайскими морями, и являются залогом дальнейшего развития дружественных и торговых сношений с китайским народом. В обеих бухтах русский коммерческий и обеспечивающий его интересы военный флот приобретают морские станции, открытые круглый год для мореплавания. Холодное течение Японского моря, обледеняющее берега Уссурийского края и обусловливающее замерзание Владивостокского порта, прегражденное Кореей, нисколько не отражается на мягком климате Лиаотунгского полуострова, южная оконечность которого лежит, приблизительно, на одной широте с Ленкоранью в Закавказье.

В ближайшем соседстве Порт-Артура имеются залежи каменного угля. Это условие значительно поднимает значение Порт-Артура, как коммерческой гавани и морской станции для пароходов.

Далее из категории Политика: статья ""