Ранее из категории История технологий: ""

Луна источник энергии и плавающий тоннель для поезда? В 1960г. возможно всё

С помощью «лунной энергии»

«Луна — источник энергии? Это, наверное, из области фантастики?»— скажет недоверчивый читатель.
Нет, использование лунной энергии дело недалекого будущего.
Общеизвестно, что приливы и отливы в морях и океанах являются результатом действия лунного притяжения. Ученые и инженеры выдвигали немало проектов использования движения этих огромных масс воды. Один из наиболее оригинальных проектов принадлежит советскому инженеру Н. Г. Романову, задумавшему с помощью «лунной энергии» улучшить климат Дальнего Востока.
Вот как это должно произойти. Японское море и Татарский пролив, куда течение Куро-Сиво приносит теплую воду, отделены от холодного Охотского моря проливом Невельского, ширина которого в самом узком месте состав-ляет всего около 7 километров. Здесь каждые шесть часов прилив сменяется отливом, то нагнетая теплую воду из Татарского пролива Охотское море, то, наоборот, нагоняя холодную воду из Охотского моря в Татарский пролив.
Инженер Романов предложил построить в проливе Невельского плотину с воротами, которые будут пропускать воду только в одном направлении — из Татарского пролива в Охотское море. По расчетам автора проекта, через эти ворота Луна ежегодно будет перекачивать более тысячи кубических километров теплой воды. Это примерно столько же, сколько дали бы четыре Волги, если бы они впадали в Охотское море.
Что же принесет осуществление такого проекта? Улучшится климат дальневосточного материка; исчезнут здесь суровые северные зимы; средняя температура в январе будет менее 10 градусов; тундры и заболоченная тайга покроются густыми лесами, фруктовыми садами.

Ледокол «Ермак» в кино

Это было летом 1899 rода. В тяжелых льдах
Арктики проходил испытание только что построенный мощный русский ледокол «Ермак. Испытаниями новoгo судна руководил выдающийся флотоводец и ученый, адмирал С. О. Maкаров. Перед исследователями стояла трудная задача. Нужно, было определить запас прочности корабля при прохождении eгo через могучие ледяные глыбы торосы.
Медленно движется «Ермак», прокладывая путь сквозь льды. Eгo носовая часть то приподнимается, как-бы пытаясь подмять под себя лед, то опускаетcя в образовавшиеся глубокие трещины. При каждом ударе о кромку льда резко меняется скорость судна…. Вот это-то главным образом и интересует исследователей. Но чтобы изучить изменения скорости, нужно прежде вceгo их зафиксировать и измерить. Как же это сделать?
На помощь ученым пришел киноаппарат. Адмирал Макаров по достоинству оценил это новое изобретение и одним из первых успешно использовал eгo для научного исследования. Движение ледокола было заснято на кинопленку. Затем каждый кадр проектировался на большой лист белой бумаги, на котором аккуратно вычерчивались последовательные положения судна. Полученная графическая запись позволила вычислить все необходимые ученым данные, сохранившие свое значение до наших дней.
Этот интересный эпизод воспроизведен в новом цветном кинофильме «Глазами кино», вышедшем недавно на экраны. А когда вы в кино? (kogda-kino.ru)

Плавающий туннель

Представьте себе огромную трубу из стали и бетона длиной в 25 километров и диаметром 15 метров. Это плавающий туннель. Внутри он имеет два яруса; один предназначен для двухколейной железной дороги, другой — для автомобильного транспорта. Гигантская труба будет проходить на глубине 20 метров от поверхности воды.
Такой плавающий туннель предложили построить японские инженеры для соединения двух больших островов — Хоккайдо и Хонсю. Острова эти разделены глубоким Сангарским проливом, дно которого часто подвергается вулканическим изменениям, что делает невозможным прокладку подземного туннеля.

Почему кит пускает фонтаны?

Кит — огромное млекопитающее, обитающее в морях и океанах. Несмотря на свою неуклюжесть, огромные размеры, кит — отличный ныряльщик и пловец. Он легко ныряет на глубину свыше 1 000 метров, может не только долго оставаться под водой, но даже и спать там, плотно закрыв ноздри. При этом кит, как и другие млекопитающие животные, дышит легкими, а вдыхает и выдыхает воздух через ноздри, которые расположены у него на голове.
Почему же кит пускает фонтаны! Оказывается, воздух, нагретый в огромных легких кита и пронизанный водяными парами, с силой выбрасывается наружу, захватывая массы воды и поднимая ее фонтаном. Так происходит, если кит дышит, плывя под водой. Если же он дышит, находясь над водой, то согретый в его легких воздух при соприкосновении с холодным воздухом окружающей атмосферы превращается в пар, который, поднимаясь вверх, только кажется нам фонтаном.

Под действием холода

Знаете ли вы, что зимой расстояние между Москвой и Ленинградом на 300 метров короче, чем летом? Во всяком случае, именно настолько под действием холода сокращаются рельсы железной дороги, связывающей эти два города. А вот и другой пример влияния мороза. Зимой Эйфелева башня на 15 сантиметров ниже, чем в жаркий летний день. О том, какое действие оказывает низкая температура на большие металлические сооружения, свидетельствует и следующий факт. В 1927 году железный мост через Сену в Париже под влиянием мороза настолько сжался, что вздулась, а затем и рассыпалась покрывающая его мостовая. Пришлось закрывать мост на ремонт.

Далее из категории История технологий: ""