Если вы начнете путешествие по гребню плотины с правого берега к левому, вы увидите, что сквозь первые четыре пролета вода мчится ровнее, спокойнее. Радуга стоит у следующих четырех пролетов. И валы там больше, грознее.
У правого берега, там, где начинается бетонная стена плотины, стоит здание гидроэлектростанции.
Когда станция работает, щиты плотины закрываются и вода направляется в открытый пролет ГЭС.
Здесь вода попадает сперва в аванкамеру — так называется большая бетонная галерея. Из этой галереи вода направляется в спиральную камеру. Здесь она получает вращательное движение. Ее как бы подготавливают к тому, что она принуждена будет вращать колеса турбин. Подготавливают для того, чтобы она не потеряла энергии, чтобы сила воды не пропала без пользы.
Для того чтобы привести турбины в движение, нужно пропустить сквозь пролет ГЭС 300 куб. м воды в 1 секунду.
Самые большие из 8 гидростанций канала — Иваньковская, у Волжской плотины, и Сходненская, в районе Химкинского порта.
Иваньковская станция поражает посетителя тем, что на ней вовсе нет машинного зала. Это — станция открытого типа. Но еще больше удивится человек, пришедший на какую-либо из шести малых гидростанций канала. Гость не встретит на этих станциях ни одного человека. Механизмы будут работать сами по себе, без вмешательства человеческой силы. Станциями будут управлять автоматы. Работу их регулирует человек, сидящий в Яхроме, на центральном распределительном устройстве, у своего пульта.
Волга в водопроводном кране
Канал Волга — Москва строился не только для того, чтобы пропускать суда в Москва-реку. Кроме этой большой задачи, он должен был разрешить еще две: обводнить реку, протекающую по столице, и дать столице достаточное количество воды для нужд промышленности и для личных потребностей населения.
Если вы взглянете на план канала, вы увидите, как от небольшого озера — У минского водохранилища— канал как бы разветвляется на два русла. Одно — судоходное — уходит на юг, к Москва-реке, второе обрывается где-то на восток от Москвы. Это второе, восточное русло — водопроводный канал. Там, где он обрывается, построена Сталинская водопроводная станция.
Водопроводный канал, соединенный со Сталинской станцией, протянулся на 28 км. Местами он проходит по открытому бетонному руслу, местами, там, где канал окружают населенные пункты и вода легко может быть загрязнена, канал прячется в трубы.
Сталинская водопроводная станция очищает воду и передает ее в водопроводную московскую сеть.
Сталинскую станцию можно назвать «фабрикой питьевой воды».
Она принимает воду из канала, пропустив ее сквозь специальный регулятор в открытый отстойный бассейн. Отстоявшись, вода проходит в здание «смесителя». Тут к воде примешиваются растворы извести или каолина. Вода в здании смесителя, в этом очень большом железобетонном здании, идет по длинному, извилистому и запутанному лабиринту коридоров. Впитывая растворы, или, как говорят специалисты, «коагулянты», вода становится молочно-мутной. Кажется, что вода загрязнилась. Ведь до сих пор, на всем протяжении водопроводного канала, она была чистой. Множество густых решеток очищали ее от всяких посторонних примесей. Зачем же понадобилось тут мутить ее? А вот зачем. Смеситель обладает замечательным свойством: он собирает все остатки речной мути и осаждает их на дно. Только из здания смесителя вода выйдет действительно очищенной.
Но в ней еще остаются невидимые глазу бациллы, мириады бацилл. Поэтому бег по коридорам смесителя — не последнее путешествие воды на пути к водопроводному крану. Из здания смесителя вода идет в здание «скорых фильтров». В бассейнах этого здания она
проходит сквозь гравий и песок. На песчинках, на крупинках гравия она оставляет незаметных врагов человека — армию микробов.
Песок и гравий — превосходный фильтр. Но вполне полагаться на него нельзя. Часть несметной армии бацилл может прорваться и сквозь этот фильтр. Поэтому из здания скорых фильтров вода поступает в «хлоратор». Хлор — самое мощное оружие против микробов, он очищает воду окончательно и безукоризненно.
Лишь пройдя хлоратор, вода поступает, наконец, в водопроводные трубы и подходит к нашим кранам.
Все, что строится в нашей стране, должно быть не только технически совершенно и прочно. Новые сооружения должны быть удобными, красивыми, радующими глаз. Станции Московского метро заслуженно прозваны подземными дворцами. Лучшие архитекторы работали и над украшением Волго-московского канала. В зеленой полосе насаждений, тянущейся по берегам, будут бить фонтаны; мраморные статуи будут разбросаны в этих садах.
Здания гидростанций, водосбросов, шлюзовые башни облицованы мрамором, увенчаны статуями. Решетки мостов выполнены по рисункам художников. Всякая деталь канала запоминается, как произведение высокого искусства. Необычайный взлет технической мысли сочетается здесь с подлинным художественным мастерством.
Канал Волга — Москва — гигантское сооружение. Канал построен в неслыханно короткий срок. Суэцкий канал строился 11 лет, Панамский канал— больше 30, строительство канала Волга — Москва завершено в 4 года.
На этой стройке создавались не только высокие технические сооружения, здесь наново создавались человеческие жизни. Из бывших правонарушителей здесь выковывались полноценные члены советского общества, достойные граждане нашей родины. И самым близким лозунгом для каждого каналоармейца был лозунг: «На первом пароходе — в семью трудящихся».
Канал Волга — Москва — одно из важнейших звеньев непрерывного водного пути, создающегося по сталинскому плану. Превращение Москвы в порт 5 морей имеет для нашей родины огромное экономическое значение. Ведь дело не только в том, что после постройки канала люди смогут использовать свой отпуск в прекрасной пароходной прогулке. Главное значение канала в том, что масса грузов, шедших до сих пор в Москву по железной дороге и занимавших множество товарных составов, будет отправляться теперь по воде. С одной стороны, это увеличит провозную способность железных дорог, с другой — удешевит доставку тех несрочных грузов, которые будут перевозиться на баржах и грузовых теплоходах. По воде сможет прибывать бакинская нефть. В Ростове будут грузить на пароходы донецкий уголь для Москвы и северных портов. Из Москвы по каналу пойдут машины, построенные на заводах столицы.
Второй сталинский канал вскоре станет одной из важнейших жизненных артерий нашей родины и навсегда останется одним из самых замечательных памятников эпохи строительства социализма.
1937 г.
Далее из категории История технологий: "Пизанская башня: Прошлое, настоящее, будущее"