Предлагаем к чтению любопытную статью из журнала за 1937 год.
Как заставили воду взобраться на гору.
Мы уже видели, как теплоход может шагать по ступенькам.
А как заставить воду подниматься вверх по лестнице? Ведь нельзя раз и навсегда наполнить участки канала между шлюзами водой да так и оставить. Вода должна быть проточной. Как погнать по ступенькам целую реку на высоту 50 м?
Тут было много горячих споров, много работы у инженеров, проектировавших канал.
Насосы, поднимающие воду, известны с давних времен. Большая насосная станция была построена 300 лет назад, чтобы гнать воду из Сены на холмы, где расположен старинный дворец французских королей — Версаль. Насосная станция подавала воду для версальских фонтанов. 14 громоздких водяных колес, вращаясь, заставляли действовать 253 поршневых насоса. Насосы гнали воду вверх по склону по большим трубам. Сейчас все это сооружение легко можно было бы заменить одним насосом с электромотором й 100 л. с.
Несколько молодых советских инженеров, упорно и настойчиво поработав, придумали новый, свой тип насоса.
Они построили пропеллерный насос, который может в 1 секунду перекачать 25 куб. м — 25 тыс. литров воды. Это почти в три раза больше, чем гонит течение Москва- реки за 1 секунду в летнее время. Заглянем на одну из насосных станций — на ту, что построена в Яхроме, около шлюза № 3.
Этот высокий дом построен для четырех насосов. Но то, что мы видим, — это еще не весь дом. На самом деле он уходит далеко вглубь, под воду, к основанию нижней ступеньки канала.
От этой ступеньки к зданию станции подведена большая труба— всасывающий канал. Труба эта так велика, что в ней свободно могли бы разъехаться два грузовика. Пройдя сквозь густую очистительную решетку во всасывающий канал, вода подходит к вертикаль-ной шахте. Четыре металлические трубы прорезают шахту. В этих трубах помещаются рабочие колеса четырех пропеллерных насосов.
Каждый насос, как маятник, подвешен к «пяте», — так называется большой диск на пружинах, уложенный в масляной ванне. Верхняя часть диска — стальная, а нижняя — чугунная. Пружин под диском — 206. И каждую пружину, прежде чем сдать ее строителям канала, внимательно испытали на заводе: пружина может выдержать 5 т, не разогнувшись, не сплющившись. Ведь пята, лежащая на этих пружинах, держит не легкий маятник.
Сейчас насос не работает. Откроем смотровое окошко и поглядим на колесо. Ниже уровня воды специально сделаны два коридора с оконцами, сквозь которые можно проверять состояние каждого насоса. Эти коридоры называются «смотровыми потернами». Опустимся в нижнюю смотровую потерну и откроем окошко одного из насосов. В вертикальной шахте еще нет воды, и лопасти насоса стоят под прямым углом к стальному валу насоса.
Но загудит мотор — и вал насоса завертится со скоростью 214 оборотов в минуту.
Тогда по пустому валу, внутри его, пройдет струя масла. Ее пустит одним нажимом кнопки человек, сидящий далеко отсюда, — у центрального пульта управления всеми насосными станциями канала. Масло дойдет до лопастей, нажмет рычажки масляного регулятора, лопасти повернутся на стволе насоса и с огромной силой станут втягивать воду.
Тут уж не вздумай открывать смотровое окно! Десятки тысяч литров воды в бешеном вихре летят вверх по вертикальной шахте, всасываемые вращающимся пропеллерным колесом. Вода долетает до верхней горизонтальной шахты, до акведука. И через акведук выходит на верхнюю ступеньку канала.
Едва остановятся насосы, как сразу же автоматически упадут огромные стальные щиты, закрывая вход в акведук. Вода, стремящаяся вниз, упрется в стальную стену: шалишь, не уйдешь!
Пять насосных станций, работающих на канале, будут расположены далеко одна от другой, у пяти ступеней, ведущих от Волги на вершину водораздела. А работой всех этих станций будет управлять один человек.
Станции должны работать согласованно. Если одна станция начнет работать, перекачивая воду со второй, например, ступеньки на третью, а другая станция между первой и второй ступеньками будет стоять, вся вторая ступенька останется без воды.
Поэтому в Яхроме, неподалеку от насосной станции, построен дом, где помещено так называемое «распределительное устройство», или, сокращенно, РУ.
Дом РУ меньше многих других сооружений канала. Главное в нем — два просторных зала, поражающих обилием света и тишиной. В этих залах установлены такие же пульты, какие мы видели в будке управления шлюзом. Только здесь пульты побольше.
Там была видна работа механизмов одного лишь шлюза. А здесь человек у пульта видит работу всех двадцати насосов, работающих на пяти насосных станциях канала. И не только видит, но и управляет работой всех этих пяти станций.
А в другом зале РУ другой человек наблюдает за всеми восемью гидроэлектростанциями, построенными на канале.
Турбины гидростанций канала вращает вода, падающая у плотин. У плотин построены и все гидростанции. Мы с вами сперва заглянем на плотину, а потом посмотрим, как работают гидроэлектрические станции канала.
Вспененная вода в своем стреми тельном течении, кажется, поседевшей. И еще долго, далеко за излучиной голубой Волги, несется седая пена на сорвавшейся с плотины струе.
Высокая бетонная стена, поднявшись на 29 м, перегородила здесь течение Волги. Сквозь восемь пролетов рвется вода. Сверкающая раду га стоит над падающими валами.
Длина Волжской плотины — 216 м. Вода проходит сквозь 4 водосливных и столько же водоспускных пролетов. Водосливные пролеты пропускают только лишнюю воду. А сквозь водоспуски можно в случае надобности опорожнить все водохранилище, выпустить все Московское море!
Так было в 1937 году. А 20 век век технологий. Что уж говорить про век текущий 21 — й! Далеко за примерами ходить не надо. Представляем вашему вниманию компанию НПП «Гидропривод» http://sd-tehno.ru. Надёжная передовая компания снабжающая промышленные предприятия России и СНГ насосным оборудованием, станками, двигателями, редукторами. Перечень поставляемого оборудования можно продолжать очень долго. Для специалистов предприятия по плечу обеспечение бесперебойной работы заводов, фабрик и промышленных групп.
Продолжение следует.
Далее из категории История технологий: "Канал Волга-Москва (2)"