Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Корабельная складка.

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»

Предыдущая страница

Время, оставшееся от раннего окончания прошлогодней кампании, равно как и начало сего года позволили Петру заняться хозяйственными распоряжениями н своем государстве. Создание флота наиболее упражняло деятельный ум государя. Большая часть зимы проведена в Воронеже, где в самую пасху он сам спустил 80-пушечный корабль «Старый дуб», устроил железные Липецкие заводы, которые приписал к адмиралтейству, и собственноручно работал на сих заводах якоря и другие вещи. Недостаток доков для построения и починки кораблей заставил государя отыскать недалеко от Воронежского устья такое место для постройки, на котором бы разлитие вешних вод не понимало строения, и между тем было бы не в дальнем расстоянии от воды; для починки положено корабли и суда взводить с вешнею водою на блоки и так оставлять их до другого года; для случайных же починок оставлен был док, построенный Перрием на устье Воронежа, могший наполняться водою по произволу.

Все сии работы шли весьма поспешно, но, может быть, сия поспешность была причиною смертности чрезвычайного множества людей, собранных в Воронеж для работ, как в самом адмиралтействе, так и около оного. Сверх сего множество людей из приписных к корабельному строению городов, предпочитая вольную казацкую жизнь тяжелым работам, бежали и селились в казачьих городках по Дону в таком количестве, что в сем году выбежало до 3000 человек, и многие селения вовсе опустели. Вследствие таких побегов взяты были строгие меры уничтожать казацкие городки, существовавшие подле самых лесов, способствовавших беженцам и истреблявшихся беспрестанно от неосторожности и нехозяйства казацкого. На убылое же число плотников положено было взять со всего государства со ста дворов по человеку, что по тогдашнему народонаселению составляло около 4000 человек.

При первом заведении флота, в 1697 году, бояре, духовенство, дворяне и купечество, склоненные государем принять на себя тяготы необходимых издержек, составляли так называемую компанию корабельной складки, включавшую в себе большую половину всех сословий государства, и сия компания обязана была с дворцовых волостей, помещичьих и вотчинниковых сел и деревень, с архирейских и монастырских, крестьянских и бобыльскнх, задворных и деловых людей давать с двухсот дворов по человеку в плотники, снабжая их платьем и деньгами для проезду к Москве или к Воронежу.
Сверх того требовалось единовременное пожертвование деньгами к надлежащему устроению флота; с тех, которые не были в сей складке, велено с 1697 года по 1700 год требовать по полтине с двора, а за неплатеж к сроку — по рублю; с 1700 года впредь на починку кораблей, на дачу мастеровым и матросам жалованья и кормовых денег — с архирейских, монастырских и церковных — по 12 коп. 1 денежке, с дворцовых же волостей, помещиков и вотчинниковых и прочих — с двора по 10 копеек только.

На 1701 год со всех, которые не были в складке, за плотников — по пяти копеек. Всякая же недоимка к сроку наказывалась платежом вдвое. С купечества же в сей компании на положенную в их долю постройку 14 судов назначено было сбирать десятой деньги на окончательную постройку, покупку остальных припасов и прочего семьдесят тысяч рублей; за переделку трех кораблей — двадцать тысяч рублей; в 1700 году на дачу мастеровым жалованья—4000 рублей и потом с сего года впредь ежегодно по 14 тысяч рублей.

Продолжение рукописи на этой странице…

Далее из категории Интересные факты: ""