«Топографическое описание», таким образом, ссылается на «древнего летописца». Весь вопрос заключается в том, насколько этот «летописец» древний и насколько достоверен. За неимением самого источника мы не можем подвергнуть его исчерпывающему анализу, но язык цитаты из «летописца», приведенной «Топографическим описанием», никак не может быть отнесен ранее, чем к середине XVIII века. Перед нами, вне сомнения, очень поздняя запись, в основе которой, возможно, и лежал более древний источник, но подвергшийся сильной модернизации.
Что касается достоверности приводимых «летописцем» дат, то и они вызывают большое сомнение. Он пишет, что Святополк убил Бориса и Глеба в 1016 году, в то время как это произошло в 1015 году. Ярослав заключил мир с Мстиславом не в 1024 году, как пишет «летописец», а в 1026 году. Если «летописец» путает такие широко известные по летописям даты, то можно ли верить ему, когда он говорит о дате основания Ярославля, дате вообще очень сомнительной и летописью не упоминаемой?
Таким образом, можно утверждать, что этот источник совсем не древний и малодостоверный. Однако этот факт не смущает некоторых авторов, в частности Н. Верхового и В. Лествицина, которые источник этот не подвергают сомнению.
(О Верховом см ниже. Что же касается Лествицина, то он вообще крайне неразборчив в источниках. В своих многочисленных краеведческих произведениях он берет на веру любое предание, любую басню. Поэтому все сообщаемые им сведения нуждаются в тщательной проверке.)
Вторым источником, на который ссылаются сторонники даты «1024 год», является сообщение летописи о восстании в Суздальской земле в 1024 году.
«В год 6532 (1024). Когда Ярослав был в Новгороде, пришел Мстислав из Тмуторокани в Киев, и не приняли его киевляне,— читаем в «Повести временных лет»,— Он же пошел и сел на столе в Чернигове (захватил Чернигов.— М. М. ), так как Ярослав был в Новгороде тогда. В этот же год поднялись волхвы в Суздале, избивали зажиточных людей, по дьявольскому наущению и бесовскому действию, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди в Болгарскую землю, и привезли хлеба, и ожили. Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних он отправил в изгнание, а других казнил, говоря так: «Бог посылает за грехи на любую землю голод или мор, или засуху, или иную казнь, а человек ничего не знает о том». И, возвратившись, Ярослав пришел в Новгород…».
(ПВЛ, ч. I, стр. 99—100 и 299.)
Поэтому вполне понятно, что 1024 год должен был прежде всего привлечь внимание исследователя, занимающегося вопросом основания Ярославля. Дело, на первый взгляд, предельно ясно: Ярослав в 1024 году был в Ростово-Суздальской земле, в другие годы он здесь не бывал; «древний летописец», цитируемый «Топографическим описанием», называет годом основания Ярославля эту же дату— значит, город был основан в 1024 году. Мы думаем, что вопрос этот значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд, и заслуживает самого пристального внимания.
Больше других доказательством даты «1024 год» занимался упоминавшийся уже Н. Верховой.
(Н. Верховой. Ярославль. Историческая монография об основании города, Рыбинск, 1903.)
Далее из категории Ярославская губерния: "Ярославль и боевые походы Ярослава Мудрого."