Текст из журнала «Нива» №27 за 1898г. стр. 540
Испанские известия о ходе военных действий появлялись до сих пор в такой редакции, что можно было считать положение наступающего неприятеля довольно критическим. Так, высадившийся у Сант-Яго американский отряд начал, будто бы, наступление довольно неудачно. В то же время пущен был слух, что испанские береговые батареи причинили американской эскадре значительный ущерб.Подобные благоприятные версии усугубляли надежды испанцев на успех, тем более, что резервная эскадра Камары была уже на пути к театру военных действий. В Порт-Саиде, однако, египетское правительство, соблюдая нейтралитет, запретило поставку угля эскадре Камары и распорядилось, согласно международным постановлениям, отпустить эскадре лишь такой запас угля, какой необходим судам, чтобы они могли дойти до ближайшего испанского порта.
Тем временем однако высадка американцев на Кубе в 17 милях к востоку от Сант-Яго шла своим чередом: флот начал обстреливать береговые пункты с обеих сторон Сант-Яго; авангард из трех тысяч человек выступил, саперный отряд занялся земляными работами; вытесненные из сильно защищенных окопов испанские войска очутились между артиллерией эскадры Сэмпсона и ружейным огнем инсургентов, занявших местность, господствующую над испанской позицией. Командующий американскими войсками генерал Шафтер избрал ближайшей задачей — расположиться на удобной грунтовой дороге с хорошей водой. В ужасный тропический зной войска двинулись по направлению к Сант-Яго; по сообщению европейских корреспондентов, американцы усеяли все дороги солдатскими мундирами, чтобы не изнурять себя лишней ношей.
В Вашингтоне 19-го июня опубликована была следующая официальная телеграмма генерала Шафтера: осада Сант-Яго началась утром с моря и суши; по всей линии ожесточенный бой. На следующий день получено было официальное донесение, что серьезное сражение длилось с 8 часов утра до заката солнца, что внешние укрепления Сант-Яго — в руках американцев, что войска окопались до прибытия значительных подкреплений и что испанцы отступили в город. 20-го июня, после упорного боя, американцы «совершенно обложили город с севера и востока»; 21-го числа сражение возобновилось; угрожая бомбардировкой, генерал Шафтер потребовал немедленной сдачи города. В виду, однако, значительной убыли в рядах войск, генерал Шафтер, признав штурм города с наличными силами невозможным, дал войскам отдых до прибытия подкрепления. По дальнейшим сведениям, после отказа испанцев сдать город, американцы «совершенно окружили его». На помощь осажденным подошел отряд из Гаваны; ожидается новое ожесточенное столкновение.
По донесениям генерала Бланко из Гаваны в Мадрид, в сражениях под Сант-Яго больше половины испанских сил выбыло из строя. По американским источникам, потери генерала Шафтера достигли до 1,700 человек, из числа которых пало в бою и умерло от ран около 150 человек; особенно велики потери офицерами. В сражении участвовало 12,000 человек; войска бодро шли в бой по совершенно открытому полю под сильным неприятельским огнем.
Наконец, 21-го июня (3-го июля) в Вашингтоне была обнародована следующая официальная телеграмма адмирала Сэмпсона: «Флот под моим командованием приносит народу в дар, по случаю национального праздника независимости — 4го июля, — полное уничтожение эскадры Сервера, из которой не спаслось ни одно судно». Пытаясь бежать в 9 часов 30 минуть утра и в 2 часа пополудни, испанские суда в различных расстояниях от Сант-Яго были посажены на мель, разбиты, подожжены и взорваны; потери американцев: «один убитый и двое раненых»; потери испанцев убитыми и утонувшими доходят «до нескольких сот»; вместе «с адмиралом Сервера взято в плен до 1,300 человек».
Далее из категории Политика: "Осада города Сантьяго-де-Куба 1898г."