Н. Д. Дмитриев-Оренбургский
Текст из журнала «Нива» 1898г. №22 438
21-го апреля т. г. скончался в Петербург один из известных и очень талантливых русских художников, Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский. Некоторые из жанровых и батальных картин покойного пользуются большой популярностью. Кто не знает его картины «Представление Османа-паши императору Александру II». Художник прекрасно изобразил на ней тот исторический момент, когда геройский защитник Плевны Осман-паша, раненый и взятый в плен, стоит с перевязанной ногой, опираясь на двоих своих офицеров и покорно смотрит на государя, выходящего к нему в приемную. Эта картина была в свое время помещена во всех иллюстрированных журналах и, воспроизведенная олеографическим путем, разошлась в огромном количестве экземпляров по всей России. Очень известны также его жанровые картины: «Утопленник в деревне», находившаяся ранее в музее академии художеств и ныне перемещенная, в числе лучших образцов отечественной живописи, в русский музей императора Александра III, и «Пожар в деревне», представляющая собственность Государя Императора, Не менее известен Н. Д. Дмитриев-Оренбургский еще в другой отрасли искусства, очень мало культивируемой русскими художниками — в иллюстрации. В этом отношении можно прямо сказать, что покойный занимал одно из первых мест. Сотни рисунков его разбросаны по иллюстрированным журналам, и каждый из них представляет собою всегда вполне законченное художественное произведение, обнаруживающее в художнике большую эрудицию, глубокое знакомство с эпохой, уменье уловить психику исторических лиц.
Исторические темы (почти исключительно из русской истории) и притом касающиеся эпизодов мало известных широкой массе, были излюбленными темами для иллюстраций покойного. Читатели Нивы отлично знакомы с целым рядом подобного рода его исторических рисунков, воспроизводящих характерные события из времен Грозного, Петра и Екатерины, — эпох, можно сказать, наиболее интересных в русской истории. Что же касается художественной, технической стороны, то иллюстрации Н. Д. Дмитриева-Оренбургского прямо-таки блестящи по рисунку и компановке фигур. За последние годы покойный почти исключительно занимался батальной живописью и составлением небольших рисунков для иллюстраций, н именно в этих двух родах искусства работы Дмитриева-Оренбургского очень ценны.
Н. Д. Дмитриев (эпитет «Оренбургский» покойный прибавил к своей фамилии в отличие от других художников с тою же фамилией, и это прозвище осталось за ним навсегда), сын помещика Оренбургской губернии, родился в Нижнем Новгороде 1-го ноября 1838 г.; после окончания курса в уфимской гимназии, он готовился в военную службу, но, в виду обнаружившегося таланта, поступил в академию художеств, где был учеником О. А. Бруни.
В 1860 г., получив уже за свои работы четыре малые и одну большую серебряную медали, он был удостоен одной из высших наград-малой золотой медали, а затем стал готовиться к конкурсу на большую золотую медаль. Для получения этой награды Н. Д. представил одну за другой две картины: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но Академия не присудила ему за них искомой награды; не успокоившись на этом, покойный решил выступить в третий раз на конкурс, но в том году (1863) разразился знаменитый протест двенадцати молодых художников против писания картин на задаваемые Академией темы, и Н. Д. Дмитриев-Оренбургский в числе этой знаменитой дюжины, оказавшейся очень недюжинными художниками, из которых многие составляют в настоящее время гордость русского искусства, вышел из Академии с скромным званием классного художника 2-й степени и занялся писанием картин в чисто-русском народном жанре, исполнением портретов и рисунков для иллюстраций. За одно из таких жанровых произведений, именно за вышеупомянутую картину «Утопленник в деревне» Н. Д. Дмитриев-Оренбургский сразу удостоен был в 1868 г. своей отвергнутой alma mater звания академика. В следующем году он совершил в свите великого князя Николая Николаевича Старшего путешествие по Закавказью и Кавказу и составил для великого князя альбом из 42 карандашных рисунков, исполненных им во время этого путешествия. В 1871 г. Академия отправила его за границу на три года. Будучи в Дюссельдорфе, он пользовался советами знаменитых художников Кнауса и Вотье.
Переехав оттуда, по истечении трехлетнего срока, в Париж, он учредил там, между прочим, «Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже». В Париже Н. Д. много и деятельно работал. Он рисовал иллюстрации, писал жанровые картины из русского народного быта и выставлял их в парижских Салонах, и там же, на чужбине, пробудилось в нем влечение к баталлической живописи, вызванное главным образом вспыхнувшей в то время русско-турецкой войной. По окончании войны он поднес несколько эскизов картин, изображавших характерные моменты военных действий нашей армии, на благоусмотрение императора Александра II; они удостоились Высочайшего одобрения, и художник тогда же получил первые заказы батальных картин. В течение нескольких лет он написал более тридцати баталлических картин, посвященных событиям последней войны, и все они были с Высочайшего соизволения помещены в Помпеевской галерее Зимнего дворца. Академия художеств обратила также внимание на эти его работы, и за две из них: «Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоешты» — присудила ему в 1883 г. звание профессора живописи.
В 1885 г. Н. Д. вернулся в Петербург, и с тех пор стали появляться его работы на ежегодных художественных выставках, всегда обращавшие на себя внимание художественной критики. Кроме нашего журнала, покойный художник работал и в других иллюстрированных изданиях: Всемирной Иллюстрации, Севере, Живописном Обозрении, Пчеле и др. На ряду с историческими, известны также его иллюстрационные рисунки на сюжеты из произведены Пушкина, Тургенева и Некрасова.
Далее из категории Личность в истории: "Хирург и учёный В. Ф. Грубе 1898г."