Первые попытки описать северный берег Таймырского полуострова с моря в 1735 и 1736 гг. не увенчались успехом, хотя в 1736 г. лейтенант Прончищев со штурманом Челюскиным достиг на дубельшлюпе «Якутск», вышедшем из реки Лены, широты 77°29′, остававшейся рекордной в течение без малого полутора веков. Во время тяжелого плавания во льдах при поднявшемся сильном северном ветре, нагнавшем и сплотившем лед, Прончищев скончался. Вскоре скончалась и его жена Мария, первая женщина в истории русского исследовательского мореплавания.
X. Лаптев, назначенный командиром отряда на место Прончищева, предпринял вместе с Челюскиным в 1739 г. новую попытку обойти морем Таймырский полуостров, но был остановлен стоячим льдом у мыса Фаддея на широте 76″47′.
В 1740 г. погибло судно, сдавленное льдами; многие из членов экипажа, не выдержав лишений сухопутного путешествия по берегу к месту зимовки, умерли; однако X. Лаптев со своими помощниками не прекращал работы по описи берега, которую отныне было решено производить сухопутными маршрутами, для чего были подготовлены собачьи упряжки и заготовлены склады корма и продовольствия. В следующем году Челюскин описывал берег между реками Пясиной и Таймырой, а Лаптев после описи Таймырского озера и устья реки попытался проехать к северной части полуострова, но это ему не удалось.
Зимой 1741/42 г. Челюскин отправился на собаках из Туруханска к устью реки Хатанги, а от последнего — по берегу к северу. На этот раз ему удалось выполнить то, чего экспедиция добивалась в течение ряда лет. 1 мая (12-го по новому стилю) 1742 г. Челюскин достиг мыса Фаддея и обнаружил, что земля простирается дальше к северу. 7 мая (13), производя опись, он прибыл к северной оконечности Азии. Мыс Северовосточный — такое название дал этому месту Челюскин. Мыс Челюскин — так впоследствии переименовали его потомки в честь исследователя. Челюскин довольно точно определил координаты мыса, лишь на разнящиеся от современных определений, и произвел первую опись берега до ранее посещенных районов реки Таймыры, куда он прибыл 15 (26) мая 1743 г. Челюскин же первый показал; что к северу, от полуострова простирается море, покрытое льдами, по виду которых он заключил, что льды летом взламываются, носятся по морю и лишь зимой смерзаются в сплошную массу.
В конце июля 1743 г. Челюскин соединился с Лаптевым в Туруханске, откуда весь отряд, производя опись реки, отправился в Енисейск, чем и были закончены работы отряда, В том же году Великая северная экспедиция закончила свои работы, а по возвращении участников ее в Петербург в 1743 г. прекратила свое существование.
Блестящий подвиг Челюскина многие годы оставался не замеченным, чему способствовало то обстоятельство, что все материалы Великой северной экспедиции являлись секретными. Некоторые соотечественники даже сомневались в достижении Челюскиным крайней северной точки материка, в чем теперь, после проверки описания береговой черты и координат, никто сомневаться не может.
Почти полтораста лет, до 1873 г., не ступала нога человека на описанный С. Челюскиным берег. В 1878 г. впервые, если не считать предположительных путешествий XVII в., не оставивших в истории летописного следа, Таймырский полуостров был обойден судном экспедиции Норденшельда «Вега», направлявшимся в свой исторический сквозной рейс по северо-восточному проходу к Берингову проливу, и небольшим пароходом русского промышленного деятеля Сибирякова «Лена», совершившим рейс от берегов Европы до устья реки Лены и поднявшимся в том же году до Якутска.
Норденшельд предложил назвать мыс Северовосточный мысом Челюскиным, и с тех пор это название прочно и по заслугам укоренилось на всех картах. Научный состав экспедиции Норденшельда высадился на сушу, произвел астрономическое определение и сделал ботанические сборы.
Однако ещё долго мыс Челюскин считался почти недосягаемым для мореплавателей, и мало кто отваживался плыть к нему. За последующие полвека мимо мыса прошло всего лишь пять экспедиционных судов: «Фрам», «Заря», «Таймыр», «Вайгач» и «Мод».
В 1913 г. экспедиция гидрографического управления на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», под начальством Вилькицкого, открыла к северу от мыса Челюскина остров, носящий ныне название Северной Земли, и установила, таким образом, что крайний север материка омывается водами не открытого моря, а пролива.
Когда после испытаний гражданской войны и изгнания интервентов Советский Союз окреп и началась новая эпоха освоения Севера, в водах пролива появились не только экспедиционные, но и транспортные советские суда. В 1932 г. здесь прошел ледокольный пароход «Сибиряков», совершивший разведывательный сквозной рейс по Северному морскому пути в одну навигацию. Тогда же ледокольный пароход «Русанов» впервые произвел подробные океанографические исследования в районе пролива Вилькицкого. На следующий год мимо мыса Челюскина проследовали пароход «Челюскин» и несколько транспортных судов с грузом под проводкой ледокола «Красин», а теперь там ежегодно плавают десятки судов.
Через двести лет после открытия мыс Челюскин не только перестал быть недосягаемой заветной мечтой мореплавателей, но и успешно превратился в один из путеводных маяков на великой трассе, содействующих благополучному проведению арктической навигации.
Пустынный каменистый берег дал приют цветущей советской колонии, основанной в 1932 г. и любовно вкладывающей с тех пор свой труд в благородное дело освоения Севера.
В годину грозной борьбы нашей Родины с иноземными захватчиками нельзя не вспомнить с чувством глубокого уважения скромного исследователя, моряка Семена Челюскина, двести лет назад вписавшего блестящую страницу в историю географических открытий. Его подвиг останется в веках, как памятник отваги, настойчивости к непобедимости русского человека.
1943 г.
Далее из категории География > География > Россия: "Русские исследования в Америке"