Трудная задача
Это происходило в сентябрьские дни 1941 года. На куполе Исаакиевского собора лихорадочно работали маляры. Надо было как можно быстрее закрасить огромную металлическую поверхность диаметром более 22 метров.
Золоченый купол собора, играющий в солнечных лучах, был виден за десятки километров от Ленинграда. И чтобы лишить гитлеровских летчиков этого прекрасного ориентира, купол покрыли серой масляной краской.
Когда же кончилась война и захотели вернуть былую красоту, выдающемуся памятнику (https://rosritualservice.ru) архитектуры, столкнулись с весьма трудной задачей.
Хорошо известно, что после высыхания краски, то есть, завершения необратимого процесса полимеризации масла, она становится совершенно нерастворимой. Что же делать? Ведь в данном случае и соскрести краску с купола нельзя: могут при этом пострадать золоченые листы. С таким вопросом и обратилась Инспекция по охране памятников старины к химикам.
Перед ними встала задача найти способ, позволяющий снять краску, но повредив металла. Первое решение, которое сразу напрашивается — размягчить краску бензолом или ацетоном, а затем уже ее счистить,— оказывается непригодным. На высоте около 100 метров, да еще на ветру, работать с такими летучими веществами невозможно. Есть, конечно, менее летучие соединения (анилин или пиридин), но они слишком дороги. Пришлось пойти
по иному пути. Ленинградский химик Г. Я. Терло предложил покрывать купол на 4—5 часов мешковиной, смоченной в растворе каустической соды, который разрушает пленку, а потом оставшуюся краску стирать ветошью. Именно таким способом профессионалы-верхолазы и ленинградские альпинисты — добровольцы очистили золотой купол.
Тяжелая вода и… пиво
Для атомной техники тяжелая вода — вещество очень ценное. По способности замедлять нейтроны в атомных реакторах она в 70 раз превосходит графит, в 75 раз — бериллий и в 170 раз — обычную воду. Уже сейчас потребность в тяжелой воде огромна и в мировом масштабе определяется тысячами тонн. Но годовое ее производство во всех странах составляет лишь несколько сот тонн. А когда будет решена проблема управления термоядерными реакциями, потребуются уже многие тысячи тонн тяжелой воды.
Сырья для получения тяжелой воды и имеется неограниченное количество: она содержится в обычной воде, которой на земном шаре около 1400 миллиардов миллионов тонн. Но концентрация в ней тяжелой воды исключительно мала. Даже при самом идеальном процессе надо «переработать» 5 тонн обычной воды для получения всего лишь одного литра тяжелой.
Не удивителен поэтому большой интерес, вызванный установлением того факта, что в живой природе есть организмы, способные к избирательному поглощению различных изотопов одного и того же элемента. Шведские ученые обнаружили, например, существование природного сверхминиатюрного «завода» по разделению изотопов водорода. Им оказался Ячмень, который любит только обычную воду и не впитывает тяжелую. Вот почему при производстве пива, когда замачивают ячмень, концентрация тяжелой воды в обычной значительно повышается.
До сих пор полностью не объясненное явление биологического разделения изотопов на практике еще не используется, хотя такие попытки и делались. Но кто знает, может быть, успехи науки именно в этом направлении позволят создать оригинальные биоразделительные изотопные установки!
Магическая книжечка
Попытка поднятием руки — «голосованием» — остановить автотранспорт, чтобы затем воспользоваться его услугами, как известно, не всегда дает желаемые результаты.
А вот в Польше только за четыре месяца прошлого года около 50 тысяч юношей и девушек совершенно бесплатно, пользуясь попутными рейсами автомашин, объездили всю свою страну.
Почему же так охотно польские шоферы помогают этому своеобразному виду туризма?
«Голосование» оканчивается успешно, если вы держите в руке специальную книжечку — «Автостоп». Из нее шофер получает талон, который удостоверит, сколько километров проехал в машине турист. Чем больше таких попутных рейсов наездил водитель, тем выше у него шанс стать обладателем ценной премии, например автомобиля, мотоцикла, мотороллера, и др.
Далее из категории Интересные факты > История технологий: "Луна источник энергии и плавающий тоннель для поезда? В 1960г. возможно всё"