Катастрофа дирижабля «Гинденбург»
Внезапность случившейся катастрофы была ужасна. В 7:25 пополудни 6 мая 1937 года, в момент приземления гордости третьего рейха — дирижабля «Гинденбург» на военно-морском аэродроме США Лэйкхерст в Нью-Джерси, небольшое пламя появилось на внешнем покрытии задней части «Гинденбурга». В течение всего 34 секунд весь воздушный корабль был объят пожаром.
Взлет
3 мая 1937 года, капитан «Гинденбурга» (в этой поездке им управлял ветеран первой мировой войны Макс Прусс) вывел цеппелин из под навеса на станции воздушного корабля во Франкфурте, Германия. Как это бывало обычно, когда все было готово, капитан дал команду, «Schiff hoch!» («отдать концы»), и наземная команда освободила удерживающие дирижабль связи и позволила воздушному гиганту набрать высоту.
Эта поездка была первой в сезоне 1937 года для службы пассажирского обслуживания между Европой и Соединенными Штатами. Возможно, поэтому первая поездка и не была такой же популярной как другие в прошедшем 1936 году. Год назад «Гинденбург» совершил десять успешных перелётов (перевёз 1 002 пассажира) и был настолько популярен, что руководство было вынуждено отказывать некоторым клиентам из-за нехватки мест. В этой первой поездке 1937 года, воздушный корабль был заполнен частично, на его борту находилось всего 36 пассажиров, из 72 возможных по проекту.
Меры безопасности на дирижабле были очень строгими. В связи с тем, что вместо гелия (по причине его дороговизны) использовался водород, были предприняты мероприятия по исключению статического электричества и открытых источников огня. Команда была одета в антистатическую одежду, у пассажиров отбирали перед посадкой спички и зажигалки.
При цене билета 400$ (путешествие туда и обратно 720$), пассажиры могли себе позволить расслабиться в больших и роскошных помещениях. Клиенты могли наслаждаться прекрасной едой. Желающие могли помузицировать, к их услугам был даже облегчённый рояль. Из помещений открывался великолепный вид на Атлантику. Изысканная роскошь «Гинденбурга» была чудом, и не шла ни в какое сравнение с путешествием на самолёте.
Плавность путешествия ошеломила многих из пассажиров «Гинденбурга». Луи Локнер, журналист, описал поездку следующими словами: «Вы чувствуете, как если бы вы неслись в руках ангелов». Есть и другие истории пассажиров, которые просыпались после нескольких часов перелёта, и расспрашивали команду когда, наконец, судно должно отправится в путь. В большинстве перелётов через Атлантику, «Гинденбург» поддерживал высоту приблизительно 200 метров и двигался со скорость приблизительно 78 миль в час (144 км/час); однако, в этой поездке, «Гинденбург» столкнулся с сильными ветрами, которые замедлили его ход, отодвигая время прибытия на конечный пункт от 6 утра к 4 часам пополудни 6 мая 1937 года.
Шторм
Днем 6 мая 1937 года на район военно-морского аэродрома Лэйкхерст (Нью-Джерси) надвигался шторм. После того, как капитан Прусс сделал круг над районом Манхэттен, с осмотром Статуи Свободы и Эмпайр Стейт Билдинг (возможно с целью в очередной раз продемонстрировать символ нацистской Германии и превосходство арийской расы), воздушный корабль был готов взять курс на Лэйкхерст, когда было получено сообщение о погоде, сообщавшее о силе ветра до 25 узлов. Для воздушного судна легче воздуха сильный ветер может быть крайне опасным, поэтому и капитан Прусс и командующий аэродромом Чарльз Розендэхл, согласились, что «Гинденбург» должен ждать более благоприятной погоды.
Семья, друзья, и журналисты ждали в Лэйкхерст приземления «Гинденбурга». Ожидание длилось с утра, когда предполагалось прибытие воздушного корабля.
В 5 часов пополудни, командующий Розендэхл дал приказ 92 морякам и 139 гражданским работникам наземной команды начать подготовку к приёму воздушного судна.
В 6 часов пополудни пошёл сильный дождь, но вскоре небосвод стал очищаться. В 6:12 пополудни, командующий Розендэхл сообщил капитану Пруссу: «Условия теперь считаю подходящими для того, чтобы приземлиться». Однако в этот момент «Гинденбург» был достаточно далеко от места посадки и в 7:10 пополудни, командующий Розендэхл послал новое сообщение: «Условия, определенно улучшены, рекомендую самое раннее приземление»
Прибытие
После последнего сообщения командующего Розендэхла, «Гинденбург» появился над военно-морским аэродромом. Дирижабль сделал круг над аэродромом перед посадкой. Капитану Пруссу приходилось усиленно маневрировать, чтобы замедлить «Гинденбург» и снизить высоту.
В 7:21 пополудни, «Гинденбург» был все еще приблизительно на расстоянии 300 метров от мачты швартовки и приблизительно на высоте 90 метров. Большинство пассажиров открыло окна, чтобы видеть приближающихся зрителей и махать своей семье и друзьям. Пять офицеров на борту (из них двое были только наблюдателями) были в гондоле управления. Другие члены команды были в киле, чтобы выпустить швартовы.
Огонь
В 7:25 пополудни, свидетели увидели маленькое пламя имеющее форму гриба в районе хвоста «Гинденбурга», перед килем дирижабля. Члены команды, находившиеся в хвосте воздушного корабля, услышали взрыв, который походил больше на хлопок. В течение нескольких секунд, огонь охватил хвост и стал распространяться вперед. «Гинденбург» превратился в огромный огненный шар прежде, чем его хвост коснулся земли.
У пассажиров и команды были считанные секунды, чтобы что-то предпринять. Некоторые выпрыгивали из окон, некоторые упали вместе с корпусом. Так как «Гинденбург» находился на высоте около 90 метров, многие не пережили падения. Другие были зажаты внутри, сдвинутой мебелью и упавшими пассажирами. Некоторые пассажиры и команда спрыгнули с судна, как только приблизилась земля. Были и такие, которые были спасены из горящих обломков уже после падения.
Необходимо отметить мужество капитана судна, который до последнего момента пытался удержать дирижабль и уменьшить силу удара. Макс Прусс остался жив, но его лицо до конца дней было неузнаваемо обожженным.
Наземная команда, которая должна была помочь швартовке, стала спасательной командой. Раненые были отправлены в больницу аэродрома; мертвые отправлены в пресс-центр, который стал импровизированным моргом.
На месте катастрофы находился радиодиктор Герберт Моррисон, который вёл радиорепортаж в прямом эфире. Эта запись была озвучена на следующий день на весь потрясённый трагедией мир.
Говоря о скорости, с которой всё произошло, удивительно, что погибло только 35 из 97 мужчин и женщин на борту, плюс один член наземной команды.
Причины трагедии
Причины трагедии до сих пор неясны. Вот две основные версии:
— Бомба с часовым механизмом, скрытно установленная антифашистом техником дирижабля Эриком Шпелем. По его расчётам взрыв должен был произойти уже после высадки пассажиров, но ветер в пути и экскурсии по Манхэттену сдвинули время посадки. При этом сам техник Эрик Шпель погиб при взрыве.
— Утечка водорода и статическое электричество. В процессе захода на посадку при сильном ветре произошло частичное разрушение конструкции дирижабля, что явилось причиной утечки водорода. Когда водород смешался с воздухом до взрывоопасного состояния «гремучей смеси» возникла искра от статического напряжения, возникшего от грозы, бушевавшей во время посадки.
Эта трагедия – знакомая многим по фотографиям и кинохронике фактически поставила точку в коммерческих пассажирских перевозках аппаратами легче воздуха.
Далее из категории Тайная история: "Топ 10 интересных заброшенных людьми мест"