«Опыт истории российского флота»
Между протчим поиски над неприятельскою землею не прекращались: разъезды русских разоряли окрестности городов, перехватывали подвозы, пресекали сообщения. В декабре месяце один отряд сожег четыре шведские шкуты, пришедшие с моря с припасами для вспоможения Нарве и стоявшие во льду реки Наровы.
Карл, вошедши в Краков, замедлил там от ушибу с лошади. Наконец в исходе сентября выступил на поляков, армия которых была весьма ослаблена отделением большого корпуса для усмирения взбунтовавшихся украинских казаков. Прошедшие действия повторились снова: поляки отступили, Карл приближался к Варшаве, Август выехал в Торунь, и шведский король, не видя противников, остановился с армиею в окрестностях Люблина на квартирах, оставя часть войск за Вислою.
Медленность Карла неизъяснима: кажется, он продолжал войну из удовольствия побеждать поляков, тогда как мог бы, действуя решительнее, выгнать саксонцев из Польши и быть властелином судьбы Августа. Сею медленностью русские пользовались с невероятными успехами, к несчастию Карла, приучив войска свои к войне и завладев важными для шведов крепостями.
Август собирал войска, Карл — контрибуции. Последний ожидал от польского сейма низвержения короля и, обманутый в надежде, начал новые поиски над саксонцами в Польше, а Петр в то же время стал приготовляться к совершенному покорению Ингерманландни как с суши, так более того — с моря; казалось, что государь об одном только и мыслил, чтобы завести мореплавание по Балтийскому морю, и прежде нежели воды оного были завоеваны, уже огромные флотилии готовились выступить. Фельдмаршалу Шереметеву приказано было поспешать приготовлением на Луге, в Самре и других местах судов. Меншикову велено ехать на Олонецкую верфь и заложить несколько военных судов. Оттуда проехать в Шлиссельбург сделать барки для доставления артиллерии к предполагавшейся осаде Нисншанца. Адмиралу Крюнсу завести канатный завод, на коем приготовлять и смолить канаты.
Лодейное Поле, названное Олонецкою верфью, под начальством Федора Салтыкова приняло вид надлежащей верфи, на которой, сверх построенных перевозных стругов, яхт и других судов, основаны были 7 транспортов, 8 шняв, из коих одна заложена самим государем, четыре галеры, 1 пакетбот и 26 скампавей и бригантин; в Волхове же, между Ладожским порогом и озером, стояло уже готовых 359 судов разной величины— больших и малых, строенных на Лоденном Поле, кроме 147 ветхих. Все суда сии готовы были или везти припасы, или высадить войска по первому повелению государя. Равным образом Иван Татищев приготовлял суда на Сясьском устье и на реке Поле, или так называемой Новгородской верфи. В сей последней приготовлялось до 300 всякого рода перевозочных судов и барж для доставления всяких припасов и материалов по Волхову и других рекам.
Русские начинали строить не хуже иностранных, и имена графа Головина. Татищева. Салтыкова, Немцова, Пальчикова известны наравне с лучшими голландскими и английскими мастерами на Лодейном Поле.
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. Взятия Ниеншанца."